Полезные ссылки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Президент России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный портал
Федеральный портал

Голосуй за сайт!

Проголосуй за наш сайт

Подростку об ответственности

подросток-и-закон«Незнание закона не освобождает от ответственности.

А вот знание нередко освобождает».
Станислав Ежи Лец

«Ответственность — это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принятие на себя вины за возможные их последствия».

Особое значение для формирования волевых свойств, к которым относится и ответственность, имеет подростковый возраст – особая фаза психического развития личности, формирования психологической зрелости как сознательной регуляции собственного поведения, когда подросток учится самостоятельно принимать решения, самостоятельно отвечать за последствия этих решений.

Можно говорить о двух видах ответственности: моральной и правовой. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством.

В чем суть моральной ответственности?

Прежде всего, в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей и держит ответ за свой проступок.

За нарушение нравственных норм следуют моральные санкции. Это чувство стыда, угрызения совести; общественное осуждение в виде отрицательного мнения; другие меры общественного воздействия. Когда ребенок лжет, грубит, отказывает в помощи, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность.

Когда нарушаются законы, нормы общественных отношений, выполнение которых контролируется государственными правоохранительными органами (полицией, судом, прокуратурой), то это влечет за собой правовую ответственность.

Виды ответственности

1.Административная ответственность

Привлекаются подростки, которым к моменту совершения административного правонарушения исполнилось 16 лет. Кроме того, она может быть возложена на родителей (законных представителей) ребенка, если тот еще не достиг возраста ответственности.

-   вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

-   уничтожение или повреждение чужого имущества;

-   мелкое хищение;

-  мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу,

    сопровождающееся нецензурной бранью в общественном месте, оскорбительным приставанием к гражданам,

     а равно уничтожением или повреждением имущества;

-    демонстрирование  и пропаганда запрещенной атрибутики или символики;

-    появление несовершеннолетних в общественных местах в состоянии опьянения.

Выражение подростком неуважения к обществу, к учителю в присутствии учеников, сопровождающееся нецензурной бранью, оскорбительное приставание к сверстникам, уничтожение или повреждение школьного имущества, появление в школе в состоянии опьянения так же влечет за собой административную ответственность. 

2.Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность наступает в случае нанесения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а также, имуществу школы и подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

     Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. В случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен его родителями.

3.Уголовная ответственность

За все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет.

С 14 лет подросток несет уголовную ответственность за некоторые наиболее тяжкие виды преступления.

           ВАЖНО ПОМНИТЬ!

1.Основным рычагом предотвращения правонарушений является принцип неотвратимости наказания. Справедливое и своевременное наказание ставит ребенка перед необходимостью соизмерять свои порывы и желания с требованиями дисциплины и установленных моральных норм поведения.

2.За правонарушения, совершенные детьми в школе, как и в любом другом месте, наступает гражданско-правовая (возмещение убытков, уплата штрафа, пени, возмещение вреда), административная или уголовная ответственность.

Профилактическая работа

Работа учреждения по профилактике

правонарушений, преступлений, самовольных уходов

     Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.

     Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

     Центр помощи детям "Берег" обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в участии и поддержке со стороны государства. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.

    У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

     В нашем учреждении созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • демократические принципы и стиль управления учреждением, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;
  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

     Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения. Вопросом предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

     В плане профилактики правонарушений перед коллективом Центра ставятся следующие задачи:

  1. Выявление детей склонных к девиациям и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранения отрицательных влияний на личность ребенка.
  2. Организация мониторинга эффективности организуемой работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников.
  3. Создание системы в работе по профилактике правонарушений.
  4. Законопослушное поведение воспитанников учреждения.

      Планирование работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и самовольных уходов воспитанников в Центре ведется по следующим направлениям:

     Контрольно-аналитическая деятельность администрации учреждения:

  • изучение социального состава воспитанников  (социальный педагог);
  • планирование и организация воспитательно-образовательных программ;
  • проверка дневников, личных дел воспитанников  (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, воспитатели);
  • анализ занятости воспитанников в свободное время, анализ планов воспитательной работы воспитателей, педагогов дополнительного образования.

Исследовательская работа, изучение воспитанников:

  • проведение педагогических консилиумов по результатам наблюдений психолога, социального педагога, воспитателей, учителя-логопеда, для координации действий педагогов по отношению к ребенку;
  • проведение анкетирования, тестов, опросов с целью изучения психолого-педагогических особенностей, уровня воспитанности, взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная работа с воспитанниками:

  • проведение заседаний Совета профилактики по возникающим проблемам;
  • индивидуальные собеседования при заместителе директора по учебно-воспитательной работе с детьми «группы риска»;
  • индивидуальные беседы с воспитанниками о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления;
  • профориентационная работа.

Профилактическая работа с воспитанниками:

  • организация встреч с врачами, наркологом, работниками Подразделения по делам несовершеннолетних, инспекторами ГИБДД;
  • проведение тематических месячников, декад противодействия наркотикам и иным психически активным веществам;
  • проведение Дней здоровья, мероприятий по охране здоровья, бесед по технике безопасности;
  • система занятости воспитанников, отдыха и оздоровления в каникулярное время.

Организация досуга в учреждении:

  • реализация годового плана воспитательной работы;
  • реализация плана по организации кружковой работы в учреждении и учреждениях дополнительного образования.

      Когда ребенок попадает к нам, он настолько ущербным себя чувствует, брошенным, обиженным, что к нему никак не пробиться, он закрыт. Нужно поднять его интересы, предложить ему то занятие, которое не только будет ему нравиться, но и позволит увлечься. Особенно важно это в случае не очень хорошо идущей учебы в школе. Что-то у детей должно получаться отлично.  

     Педагогический коллектив старается, чтобы у ребят не было бесцельного досуга, внеурочное время должно быть наполнено содержанием, интересным, увлекательным, полезным. Нет хуже зла, чем безделье. И коллектив Центра для организации разностороннего познавательного досуга проводит разнообразную работу.

      Изменение ребенка очень сложный вопрос, который требует особых знаний, владения приёмами и методами работы, особого устройства детей, умения проводить комплексной профилактической и реабилитационной работы, строить совместную работу со многими специалистами. Все эти мероприятия индивидуальны, с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.

Сетова М.В., социальный педагог

 

© 2019 "Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.