Полезные ссылки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Президент России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный портал
Федеральный портал

Голосуй за сайт!

Проголосуй за наш сайт

«Заберите меня в семью»

«Заберите меня в семью»

Они не знают, как это здорово - обнять папу и почувствовать силу и уверенность в том, что все невозможное возможно. Не знают, что мамино прикосновение снимает боль. Не знают, какими замечательными становятся сказки, если их слушать, сидя на коленях у бабушки. Не знают, как это приятно, когда на тебя смотрят с нежностью, называют любимым, самым дорогим, своим.Не знают они всего этого потому, что с ними однажды случилось горе: их предали родители - люди, для которых они должны бы стать смыслом жизни. Кого-то оставили в роддоме, кого-то бросили на улице, кого-то «забыли» дома…Все они теперь в детском доме. Здесь есть у них игрушки, одежда, вкусная еда, крыша над головой, но нет самого главного - семьи.В наших силах изменить ситуацию: можно взять ребенка в свою семью и подарить ему любовь и заботу.Безусловно, это большая ответственность - воспитывать чужого ребенка. Тем же, у кого есть такое желание, но не хватает уверенности в собственных силах, готова прийти на помощь Служба сопровождения детей и замещающих семей «След», созданная на базе Кандалакшского детского дома «Берег» 

Не вписался в интерьер

На сегодняшний день в детском доме берег проживает 49 ребятишек - в основном школьного возраста. А когда-то здесь было аж 132 человека. Парадокс, да и только: это теперь единственный детский дом в районе, а детей полсотни не набирается. Это вовсе не означает, что количество асоциальных семей уменьшалось - отнюдь, их с каждым годом становится все больше. Просто активизировалась работа всех уровней власти по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Недавний визит в детский дом «Берег» уполномоченного по правам ребенка мурманской области Бориса Когана – очередное тому подтверждение.Всеми силами стараются сохранить для ребенка кровную семью и только в крайних случаях отлучают его от биологических родителей и помещают в детский дом.Жизнь в детском доме ребенку кажется раем по сравнению с их выживанием в родных семьях.И все равно семья для каждого остается мечтой. Пусть даже приемная. А потому все они так преданно заглядывают в глаза тем, кто приходит сюда за ребенком. И каждому так хочется оказаться тем самым счастливчиком. Но, к сожалению, нередко этого счастливчика ждет горькое разочарование: спустя какое-то время его возвращают обратно в детский дом - не оправдал надежды. Обидно, ведь он так старался понравиться…Чаще всего несостоявшиеся приемные родители оправдываются: ребенок никак не может усвоить определенные правила семьи, плохо учится, часто болеет. Или, как недавно заявил один из кандидатов в приемные родители, хотелось бы, чтобы приемный ребенок был похож на его внучку – был таким же умненьким и послушным…А может, он просто не вписался в интерьер их квартиры? Ведь очень многие кандидаты в приемные родители хотят ребенка красивого, наивно полагая, что милое личико облегчит воспитательный процесс. Жаль, что ни кто не задумывается о желании и особенностях самого ребенка…Интереса к детям со слабым здоровьем и физическими недостатками почти никто не проявляет. К сожалению, очень редкими стали случаи усыновления детей - последний  зафиксирован в детском доме «Берег» в 2005 году. Это были иностранцы.Еще обиднее, когда ребенка берут в приемную семью из корыстных целей - поправить свое финансовое положение, после чего тоже возвращают бедолагу в родные пенаты. 

На каникулы к друзьям?      

Когда впервые было объявлено, что детдомовских детей горожане могут забирать на каникулы и выходные дни, от сердобольных земляков в «Береге» просто не было отбоя. Это было поистине счастливое время для ребят.Дети, получившие возможность хоть какое-то время пожить в семье, надолго сохраняли дружеские отношения со своими благодетелями. Получившие элементарное понятие о семье, они в будущем лучше выстраивали отношения в своих семьях, не допускали случаев вторичного сиротства, то есть не бросали своих детей.Но количество горожан, желающих приютить чужого ребенка на каникулы или выходной, с каждым разом уменьшалось, и к сегодняшнему дню эта практика сошла на нет.Нет-нет, милосердие в людях не иссякло, а вот терпения собрать все требуемые по нынешним новым правилам справки хватает далеко не каждому. Ведь их сбор порой длится не один месяц.К счастью, у некоторых детей из детского дома «Берег» есть старые добрые друзья. Например, одного мальчика, причем с серьезными проблемами со здоровьем, забирала к себе на летние каникулы семья из Саратова. Он вернулся оттуда таким счастливым, словно побывал у самых близких родственников.Теперь они его частенько навещают, шлют ему посылки и подарки для его друзей – причем ко дню рождения каждого из них и ко всем праздникам. 

Тяжело в ученье - легко в семье

Безусловно, заменить ребенку родителей не так-то просто. Этому надо учиться, чтобы не наломать дров и не сделать ребенку больно. Поэтому для кандидатов в замещающие родители планируется проводить учебу. Этим будет заниматься созданная при детском доме «Берег» Служба сопровождения детей и замещающих семей «След», состоящая пока из трех специалистов: начальника Елены Грошевой, психолога Елены Рымарь и социального педагога Ольги Верещагиной.Учеба предстоит серьезная: будущие замещающие родители в течение 80,5 часа в удобное для них график должны будут посещать лекции, участвовать в тренингах…  В итоге после последней диагностики получат сертификат, дающий право взять ребенка в свою семью.Занятия будут проводить не только специалисты службы, но и юристы, педагоги, медики, приглашенные по просьбе слушателей. Уже закуплен  необходимый диагностический инструмент,  ведется подготовительная работа.Но это не единственное направление работы Службы. Ее специалисты сопровождают выпускников детских домов от 18 - 23 лет: обсуждают с ними сложившиеся трудные ситуации, ищут совместно решения, работают с ребятами и индивидуально, помогают решать жилищные вопросы, социальные.Налажено и сопровождение семей, воспитывающих приемных детей. Сотрудники Службы вместе с родителями помогает ребенку адаптироваться в новой семье. Чаще всего сюда обращаются по вопросам коррекции поведения и выстраивания детско-родительских отношений, спрашивают совета по организации встречи ребенка с биологическими родителями. Здесь могут оказать и консультативную помощь по вопросам трудового законодательства, провести диагностические мероприятия и тренинговые занятия - как с родителями, так и с детьми.Вся работа Службы построена на тесном взаимодействии со всеми сотрудниками детского дома. И уже есть результат! За время работы Службы одна девочка обрела семью. Всего одна - это кажется мало, но какое это счастье для самой девочки! В настоящее время на сопровождении находятся семь семей, есть уже и желающие стать кандидатами.

 Подумайте хорошо, возможно, стоит присоединиться к ним… Служба сопровождения «След» находится по адресу: ул. Первомайская, д. 8 А.

Контактный телефон 8(815-33)9-51-01.

График работы: понедельник, среда, пятница: с 9.00 до 17.00;вторник, четверг, с 9.00 до 20.00;суббота: с 9.00 до 17.00  

 

Аналитический отчет

Аналитический отчет начальника Службы сопровождения детей и замещающих семей выполненной работы в 2012 году ГОБОУ «Кандалакшский  детский дом «Берег» ГРОШЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ  

 В штате структурного подразделения ГОБОУ «Кандалакшского детского дома «Берег» Службы сопровождения детей и замещающих семей 3 человека:

руководитель Службы сопровождения Грошева Елена Владимировна;                                                            

                                                                        педагог-психолог

                                                   Рымарь Елена Александровна

 и социальный педагог Верещагина Ольга Валерьевна.

 

 

 

 

 

 

 Наши контакты: г. Кандалакша Мурманская обл. ул. Первомайская д.8 «А»ГОБОУ  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кандалакшский детский дом «Берег» Телефон: 8 (81533) 95101

График работы: понедельник, среда, пятница: с 9.00 до 17.00;

вторник, четверг, с 9.00 до 20.00;суббота: с 9.00 до 17.00

I. Создание нормативно-правовых условий деятельности.     Служба сопровождения в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными документами по семейному жизнеустройству.     На уровне образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нам предлагалась разработка и принятие ряда локальных документов, регламентирующих деятельность Службы. Совместная деятельность с гражданами осуществляется на договорной основе (кто пожелает с нами сотрудничать).  Мы заключаем с ними договор о сопровождении. Мною разработаны формы договоров о сопровождении.  А также нормативно-правовые документы:- Положение о Службе сопровождения детей и замещающих семей;- Положение о сопровождении замещающих семей; - Положение о сопровождении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;- Порядок информирования замещающих родителей о ходе сопровождения;- Журнал учета замещающих родителей;- Инструкция о порядке приема граждан для специалистов Службы сопровождения детей и замещающих семей;- Инструкция по обеспечению прав граждан на конфиденциальность информации о них, хранению документации и информации о замещающих родителях;- Этические правила специалистов, осуществляющих сопровождение замещающих семей;- Форма «Согласие гражданина на сбор о нем информации»;- Карта первичного приема;- Перечень используемых специалистами диагностик для обследования замещающей семьи по различным проблемам;- Паспорт замещающей семьи;- Индивидуальная карта консультаций педагога-психолога Службы сопровождения детей и замещающих семей;- Порядок рассмотрения претензий;- Журнал учета обращений (претензий) граждан.Заключен договор с органами опеки и попечительства администрации Кандалакшского района о совместной деятельности.

Командообразование -  главное условие работы службы сопровождения.

Принципы  работы  команды

§  Уважение независимого мнения каждого специалиста;§  Согласованность действий;§  Взаимопомощь;§  Доверие;§  Умение работать в команде;§  Креативный подход в решении проблем;§  Рефлексия; работа  на результат. 

    Специалисты Службы не имеют права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или результатах консультирования, несут личную ответственность за сохранение в тайне информации, касающейся замещающего родителя. То есть Служба гарантирует конфиденциальность любой информации. 

 II. Организационно-управленческая структура Службы.  
1-й уровеньМуниципальные органы опеки и попечительства
2-й уровеньГОБОУ «ЦПМСС»
    
3-й уровеньДиректор ГОБОУ «Кандалакшского детского дома «Берег»
  
Начальник Службы сопровождения детей и замещающих семей

 1-й уровень  - Специалисты муниципальных органов опеки и попечительства осуществляют государственный контроль за развитием семейного жизнеустройства на территории муниципалитета, а также системой сопровождения замещающих семей в целом. Субъектами сопровождения являются:·        Замещающие семьи·        Специалисты, занятые в сфере помощи замещающим семьям и приемным детям·        Дети, нуждающиеся в замещающей семейной заботе·        Выпускники замещающих семей·        Выпускники детских домов·        Население района (города)·        СМИ в рамках формирования позитивного имиджа замещающей семьи, информирования и просвещения населения о различных аспектах семейного жизнеустройства.Контроль за исполнением полномочий по опеке и попечительству сохраняется за региональными органами исполнительной власти – Министерством образования и науки Мурманской области.

2-й уровень – Государственное областное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» принимает оперативные решения, связанные с профилактикой и предотвращением неэффективной замещающей семейной заботы. Специалисты на данном уровне являются ответственными за методическое обеспечение деятельности Служб, качественную профессиональную поддержку специалистов детского дома, профессиональную помощь замещающей семье в ситуации кризиса (ведение наиболее сложных случаев). Центр проводит экспертизу ситуации в семье при конфликте интересов, связанных с установлением или отменой опеки над несовершеннолетними, а также оказывает экстренную психологическую помощь по технологии телефона доверия. Проводит мониторинг эффективности сопровождения замещающей семьи.

3-й уровень – Структурное подразделение ГОБОУ «Кандалакшского детского дома «Берег», Служба сопровождения детей и замещающих семей непосредственно работает с замещающей семьей и приемным ребенком. Компетенция Службы устанавливается Положением, утвержденным руководителей учреждения. 

    Основные задачи Службы сопровождения:

- организация психологического и социально-педагогического, медицинского сопровождения всех форм устройства детей в семью: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья;- обучение и подготовка замещающих родителей;- консультирование граждан (телефонное и очное) по вопросам семейного жизнеустройства;- оказание методической помощи педагогически работникам образовательных учреждений, в которых учатся дети из замещающих семей.     Специалисты Службы являются ответственными за осуществление следующих конкретных процессов:- подбор ресурсной семьи для ребенка;- подготовка семьи и ребенка к совместной жизни в замещающей семье;- организация и осуществление социально-психолого-педагогического патронажа замещающей семьи на сложных этапах приема;- правовая поддержка замещающей семьи и приемного ребенка;- подготовка приемного ребенка к самостоятельной жизни;- поддержка приемного ребенка после выпуска из замещающей семьи;- поддержка отношений приемного ребенка и его биологической семьи, если это не противоречит интересам ребенка;- помощь биологическим родителям приемного ребенка в восстановлении родительских прав, если это не противоречит интересам ребенка. 

 III. Организация и направления работы Службы сопровождения детей и замещающих семей. Наша Служба сопровождения  работает по следующим направлениям: 

Направление работыПредмет деятельности
1.Поиск кандидатов в замещающие родителиИнформирование/привлечение внимания.1. Информационная кампания в СМИ.2. Прием телефонных обращений.3.Разработка информационных материалов для замещающих семей и создание логотипа, эмблемы Службы сопровождения.
2.Сопровождение кандидатов в замещающие родителиОценка и отбор семьи.Оценка ресурсов потенциальных замещающих родителей в успешной адаптации и воспитании приемного ребенка, определение возможных рисков, угроз.Технология выявления ресурсов семьи:- взаимодействие с внешним окружением;- внутренние проблемы семьи;- индивидуальные проблемы членов семьи;Оценка психологической готовности членов семьи к приему ребенка._____________________________________________Подготовка кандидатов в замещающие родители.Определение  возможностей граждан, принявших решение принять ребенка в семью, через проведение индивидуальных консультаций и групповых занятий. Собеседование с потенциальным замещающим родителем/замещающей семьей с целью определения оптимальной формы семейного устройства, на которую данная семья может принять ребенка.На основе проведенной оценки и отбора по результатам подготовки кандидатов и индивидуальных собеседований с ними готовится заключение о ресурсе семьи (детей каких категорий и на какие формы устройства рекомендуется передавать в семью).
3.Подготовка детей к передаче в семью.Подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома к передаче в семью.Составляется индивидуальный план комплексной реабилитации и развития ребенка, который должен строиться на коррекционной работе по компенсации депривационных нарушений в развитии на четырех уровнях: сенсорном, когнитивном, эмоциональном и социальном. А также проводится работа по развитию стратегий совладения со стрессом и формированию навыков решения межличностных проблем.______________________________Совместная работа с семьей и ребенком.Сопровождение процесса знакомства ребенка с семьей, обеспечение поддержки и сопровождения на период установления контакта между семьей и ребенком. Данная работа необходима для восстановления у ребенка способности к формированию чувства привязанности, а также формирования психологических условий для принятия членами семьи приемного ребенка. На этом этапе деятельности проводится обучение членов базисной семьи и приемного ребенка поведению в наиболее сложных ситуациях межличностного взаимодействия.
4.Сопровождение замещающих семей.Помощь в организации эффективного функционирования новой семьи:- разработка и реализация индивидуальных программ помощи детям замещающим родителям (помощь семье в когнитивном, эмоциональном развитии ребенка, коррекции поведенческих проблем);- мониторинг состояния и развития ребенка в замещающих семьях (оценка состояния и динамики развития ребенка в замещающей семье с целью своевременного выявления и коррекции возникающих проблем);- оказание консультативной поддержки, групповых семинаров, взаимопомощи и т.п. после передачи ребенка в семью с целью лучшей адаптации его в семье, и помощи семье в построении новых отношений с ребенком, а также создание в принимающей семье психологической ниши для приемного ребенка.Основная работа с семьей ведется по индивидуальному плану сопровождения замещающей семьи. Главной задачей всего процесса сопровождения является мониторинг эффективности замещающей семейной заботы.
5.Комплексное постинтернатное сопровождение.Предоставление комплекса социальных услуг, направленных на обеспечение возможности трудоустройства, получения жилья, продолжения образования, получения психологической, социальной, юридической помощи. Создание социально-реабилитационных условий для выпускников с целью развития у них социальных навыков в реальных условиях. Также работа ведется по индивидуальному плану сопровождения выпускников.
6.Работа с кровными родственниками.Работа ведется по поддержке идентичности приемного ребенка с биологической семьей. Задача на этом этапе в организации поиска социально-эффективных родственников ребенка и включение их микросоциальную среду.

   Наша работа строится при непосредственном посещении Службы, а также дистанционно, по телефону и с помощью сети Интернет.

  Виды сопровождения 1. активное – систематическая и планомерная работа с замещающей семьей на этапе адаптации и выхода из кризисной ситуации, с целью преодоления проблем развития ребенка и внутрисемейных отношений;

2.кризисное – оказание помощи замещающим семьям при возникновении угрозы распада семейных связей;

3. мониторинговое – наблюдение за процессами, происходящими в семье, без активного вмешательства в эти процессы; оказание помощи по запросу замещающих семей. 

Работа в блоке психологической помощи будет строиться на взаимном доверии. По вопросам оказания психологической помощи можно обратиться к педагогу-психологу. Блок социальной помощи  направлен на оказание помощи в разных направлениях:

Виды помощи и поддержки по сопровождению выпускников детского дома: - решение жилищного вопроса;- помощь в самоопределении; - совместное решение проблемы трудоустройства;- рекомендации по ремонту жилых помещений;- помощь в оформлении документов;- организация встреч со специалистами (медицинских учреждений, учреждениями сферы услуг, органами правопорядка, соцзащиты).Виды помощи и поддержки по сопровождению замещающей семьи:- помощь в организации взаимодействия с кровной семьей;- содействие в организации семейных форм досуга;- оказание информационной юридической помощи;- в составлении документов по реализации прав детей;- организация индивидуальных консультирований взрослых и детей.Специалисты Службы посетили уже 9 мероприятий, касающихся вопросов сопровождения замещающих семей и выпускников детских домов. Это и семинары-совещания, семинары-практикумы,  обучающие семинары-тренинги, международные конференции.  Для создания позитивного образа семейных форм воспитания детей привлекаем внимание общественности к проблеме социализации наших детей. Заявить об открытии Службы нам помогли средства массовой информации: Кандалакшская газета «Нива», телеканал ТНТ «Пульс города».

  Cпециалистами Службы был создан логотип и название структурного подразделения.

  

 

 Создаем все условия для работы. Приобрели  диагностический материал, психологический инструментарий в ООО «Иматон»: 

 

1. Рисуночный тест Силвер
2. Тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ)
3. Факторный личностный опросник Кеттелла (взрослый)
4. Факторный личностный опросник Кеттелла (подростковый)
5. Факторный личностный опросник Кеттелла (детский)
6. Цветовой тест Люшера
7. Тест Ландольта
8. Методика «Вектор» (Методика В.Г.Мельникова)
      Мы предлагаем свою услугу замещающим семьям и бывшим воспитанникам детского дома посредством оказания групповой и индивидуальной психологической, социальной, консультативной, юридической и иной помощи в ликвидации трудной жизненной ситуации.       На сегодняшний день заключено 5 договоров с выпускниками и 3 договора с кандидатами в замещающие родители.      На основании приказа № 55 от 19.04.2012 года по детскому дому назначена ответственной за предоставление отчетов о проведенных мероприятиях в связи с участием муниципального городского поселения Кандалакша в конкурсе малых и средних городов России «Город без сирот». Принимала участие в подготовке к методическому объединению воспитателей учреждения (приказ № 50 от 10.04.2012 г.).  В данный момент в деятельности Службы сопровождения разрабатываются программы:

1. По организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома в возрасте от 18 до 23 лет.

2. Подготовки выпускников детского дома к самостоятельной жизни в возрасте от 15 до 18 лет.

3. Подготовки детей к помещению в семью.

4. По сопровождению замещающих семей.

5. По подготовке кандидатов в принимающие родители.

© 2018 "Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.