Этот сложный процесс – общение

        Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть также вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией.

        Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».

     Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следую­щих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.

    Подросткам был предложен коммуникативный тренинг «Через стекло», способствующий формированию взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

      Один из участников загадывал текст, записывая его на бумагу, но передавал  его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие пытались его понять. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствовало об умении устанавливать контакт.

      Так же вниманию подростков была  предложена методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека. Был получен следующий результат:

32% участников тренинга имеют низкую степень выраженности умения слушать других.

53% участников имеют среднюю степень выраженности умения слушать собеседника.

15% участников имеют явно выраженное умение слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации.

     Многочисленные исследования показывают, что успех человека на 80% зависит от его коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими людьми может оказаться одной из решающих причин неприема на работу. Статистика говорит, что восемь человек из десяти не проходят предварительное собеседование с работодателями при приеме на работу по причине неэффективного общения.

       Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.).

 

Рымарь Е.А., руководитель Службы примирения