Профилактика суицида

Это важно знать!

Рекомендации педагогам для проведения бесед с подростками по профилактике подросткового суицида

Главным в преодолении кризисного состояния подростка является индивидуальная профилактическая беседа.

Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде (Эрл Гроллман)

  Во время диалога взрослому рекомендуется:

  • Внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества. Целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать подростку, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути и тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима. (например, «Иногда мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
  •  Не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания.
  • Не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа « у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.
  • Постараться изменить романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти.
  • Не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы.
  • Привести конструктивные способы ее решения.
  • Одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

     Правила для работы с подростком, друг или подруга которых совершили самоубийство.

  • Избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьезных проблем молодежи состоит в отсутствии у них знаний о суицидах из-за стремления взрослых к сохранению тайны в интересах детей. Между тем искажение реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии из-за случившегося, состояние подавленности. Поэтому необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития очень важно, чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или прессы.
  • Говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминать не только о произошедшей трагедии, но и о счастливом времени и моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и поводов суицида следует проводить избирательно.
  • Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое проявление чувств. Вместе с тем, необходимо обращать особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для его предотвращения.
  • Преодолевать фаталистические настроения (готовность к худшему), обсуждая конструктивные пути преодоления возможных конфликтов. Важно убедить ребенка, что суицид является недостойным способом выхода из затруднительного положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, потом обязательно выглянет солнце. Или самая ужасная зубная боль проходит, стоит только немного потерпеть.
  • Помочь ребенку принять решение вновь начать жить. Выход из депрессии и реабилитация не проходит после одной беседы, поэтому важно продолжить работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая надежду на облегчение в будущем.

 

По материалам журнала «Школьный психолог», №8, 2008     

 Плахтий А.И., педагог-психолог