Вчера, сегодня, завтра
Взаимодействие детей и взрослых
О взаимодействии детей и взрослых
Воспитание – процесс двусторонний. Это означает, что успешность его осуществления напрямую зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса: педагога и воспитанника.
Современная педагогика пропагандирует самоценность личности ребенка, принятие (толерантность) индивидуальных особенностей партнеров, совместное взаимодействие.
Цель индивидуально-личностного взаимодействия взрослых и детей расслаивается на две одинаково важные: внешнюю, очевидную для взрослых и детей — деловую, лежащую в основе общения, и внутреннюю, скрытую, духовно-нравственную, педагогическую.
Деловая, внешняя цель состоит в том, что наставник-воспитатель делится с ребенком своим жизненным опытом, знаниями, умениями и навыками. Это своеобразная форма шефства, индивидуального наставничества. Реальный критерий успешности такого парного взаимодействия — овладение школьниками конкретными знаниями, умениями, навыками, отношения доверительности и товарищества с педагогами в совместном труде.
Внутренняя, собственно педагогическая цель состоит в том, чтобы на основе взаимной приязни, симпатии и эмпатии наладить человеческий доверительный духовно-нравственный контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни, обсуждать проблему идеалов, потребностей, интересов, давать оценку событиям общественной жизни, анализировать ход личной жизни, многообразные отношения с миром. В таком индивидуально-личностном взаимодействии воспитателю легко изыскать средства и способы утверждения в ребенке нравственной устойчивости, оказания духовной поддержки, формирования оптимистической психологической установки. Товарищеская привязанность позволяет эффективно влиять на мотивы, пробуждать общественные и личные стимулы, раскрывать жизненную перспективу, удержать от бурных эмоциональных порывов, необузданных страстей и необдуманных действий, стабилизировать психику.
Для эффективного взаимодействия необходимо следовать определенным правилам.
Правила взаимодействия:
1. Позитивный настрой. Любое взаимодействие следует начинать с себя.
2. Доверительное взаимодействие. Установление доверительного контакта обеспечивается признанием уникальности другого человека, заботой о его потребностях.
3. Выявление причин. Нужно найти причины конфликтов и постараться понять.
4. Последовательность во взаимоотношениях. Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если ваши слова не будут соответствовать вашим действиям.
5. Поощрение положительных изменений, умение выделять и ценить даже самые малые достижения.
6. Гибкость. Используйте различные формы, способы и стратегии в зависимости от конкретного случая.
Дети детских домов остро испытывают потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого. Можно сделать вывод, что воспитанников привлекает сам взрослый, общение и ласка, которую он может дать ребенку.
Фокина Е.Э., воспитатель