Вчера, сегодня, завтра

Жизненные ценности ребенка

 Жизненные ценности детей

          Личностное самоопределение является одной из важнейших задач в подростковом возрасте. Оно включает в себя самоопределение относительно социокультурных ценностей, смысла своего существования, а также формирование жизненной позиции и жизненных перспектив. Для подростков из детского дома процесс личностного самоопределения является также чрезвычайно важным. Объектом нашего исследования явился процесс жизненных ценностей подростков в детском доме. В рамках педагогического совета «Совершенствование работы организации в контексте новых требований в области образования» мы провели анкетирование воспитанников «Я и ценности моей жизни».

           Остановимся на ценностных ориентациях, выявленных в процессе анкетирования (материальная, нравственная, познавательная, эмоциональная, интеллектуальная направленность). В качестве контрольной группы выступают 17 воспитанников в возрасте 14-17 лет.

           Анализ показывает, что дети проявляют низкую активность, демонстрируют меньшую уверенность в своих ценностных установках (меньшая наполняемость ответов, т.е. ответы односложные). 60% детей указали, что больше всего ценят в людях доброту, 7%- честность, 5%- взаимопонимание и терпение, 5%- внешность. Хорошая жизнь это: 70% подростков ответили, что это хорошая работа и семья. Целью в жизни 82% детей назвали получение образования, создание семьи и работу. На вопрос «Где ты можешь проявить себя, и где тебя больше понимают» 88% воспитанников ответили, что в кругу друзей, в школе- 8%, на кружке- 4%.

             Анкетирование показало, что, несмотря на потребительские интересы наших детей, главной жизненной ценностью для них является семья и хорошая работа. Причем, 51% воспитанников назвали важным для себя возможность получения образования (как основного, среднего, профессионального так и дополнительного), расширение кругозора, понимая, что образование - залог успешности в жизни.

 

  Фокина Е.Э., воспитатель