Полезные ссылки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Президент России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный портал
Федеральный портал

Голосуй за сайт!

Проголосуй за наш сайт

Вчера, сегодня, завтра

Обращение к чувствам ребенка

Обращение к чувствам ребенка
 
          У воспитанников детских домов, как правило, не сформирован мотив к учебной деятельности, недостаточно развита способность планомерно исследовать предметы, явления, выделять их свойства. Дефект восприятия может иметь последствия не только для обучения в школе, но и для общего психического развития ребенка.  
          Воспитанники детского дома не так успешны в решение конфликтов в общение с взрослыми и со сверстниками. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в любых ситуациях.  
                Воспитанники делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание. Ребята иногда стремятся, а иногда избегают здороваться с воспитателем. Подобные трудности в общении с взрослыми могут быть связаны с тем, что ребенок в детском доме  сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях.  
                  Потребность в общении с взрослым и полная ее неудовлетворенность приводят к тому, что у воспитанников  формируются два симтпомокомплекса:
 
1. «Тревога по отношению к взрослым» т.е. беспокойство, неуверенность в том, интересуется ли им воспитатель, принимает ли его. 
 
2. «Враждебность по отношению к взрослым», показывает различные формы неприятия ребенком взрослого и может быть началом враждебности, депрессии, агрессивности. Потребность в доброжелательном отношении взрослого сочетается с глубокой фрустрацией в личностном общении с ним. 
 
        Таким образом, можно выделить два момента в общение воспитанников детского дома с взрослыми: с одной стороны, напряженность данной потребности, а с другой – примитивность и неразвитость форм общения.
               Воспитанникам детского дома свойственны отсутствие глубоких устойчивых чувств – поверхностные чувства, но и  взрывы  эмоций – бурная радость, гнев. 
              Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, с другой – острой аффективной окрашенностью. У таких детей присутствует и потребность в любви и внимании; одновременно формируется «способность не углубляться в привязанности».    
                  У них, как правило, не развиты высшие чувства, связанные с нравственно-моральными ценностями, присутствуют иждивенчество и  назойливость. У детей – сирот, в общение преобладает местоимение «мы», это особое психологическое образование, весь мир они делят на «своих» и «чужих». Ребенок, воспитывающийся в детском доме, вынужден адаптироваться ко всем детям, проживающим в детском доме. Его контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно требует к себе внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет отвечать на нее нужным образом. Неправильно формирующий опыт общения приводит к отрицательным последствиям.  
                В целом,  главное в работе педагогов детских домов заключается в том, что бы ребенок-сирота был окружен вниманием со стороны взрослых. И только после того, когда ребенок почувствует, что он кому-то нужен, что кто-то о нем беспокоится и заботится, только после этого можно начинать проводить коррекционно – развивающуюся работу.
  Воспитанники д/дома испытывают острое эмоциональное голодание. Этим детям никогда не будет достаточно того внимания, которое они получают. Для работающих с таким ребенком педагогов и  очень важно, с одной стороны, все время удерживать доброжелательный контакт, а с другой стороны, не позволять спекулировать на этой доброжелательности. 
              Задача взрослых – объяснять и показывать на примерах, что с добрыми и порядочными людьми ложь и вымогательство дают результат, обратный желаемому. И при этом ни в коем случае не раздражаться, всегда раскрывать ситуацию с точки зрения интересов ребенка, попытаться обратиться к лучшим чувствам ребенка, к его доброте, его сочувствию, его объективности.  
           Чем спокойнее и доброжелательнее будут взрослые, тем скорее ребенок избавится от агрессии и истерии. Чем чаще он будет слышать, какой он хороший, тем скорее окрепнут хорошие качества, а недостатки будут приходить в рамки возрастной нормы.
  Я бы хотела остановиться на том, какие эмоции и чувства   испытывает ребенок, проживающий в детском доме.  
 
1. Перевозбуждение. 
Жизнь в детском доме размеренна и предсказуема. Один день почти не отличается от другого. Все процессы организованы по расписанию.  Это одновременно и захватывает, возбуждает и, одновременно подавляет. Его поведение может не соответствовать возрасту, возможно, ожидать от детей состояний возбуждения, гиперактивности или, наоборот, угнетения и ухода в себя, чудачества. 
Для его органов чувств это перегрузка.  
 
2. Эффект «рога изобилия». 
               Представьте себе чувства ребенка, когда из дома, где у него практически ничего не было, он попадает в атмосферу, где у него есть много своих вещей, еды и внимания со стороны педагогов детского дома. И одновременно осознавать, что это есть только сегодня, что это временно. 
                 Естественно хочется многое сделать впрок, собрать, спрятать про запас.  Иногда дети пытаются выпросить или присвоить себе понравившиеся им вещи других детей и взрослых. Не стесняйтесь сказать ребенку, что это не его, и поэтому их брать нельзя. Когда вы скажете «нет», ответом может быть недовольная гримаса, вспышка злобы или агрессии. 
Но нельзя формировать у ребенка ощущение вседозволенности, такова роль педагога. 
 
3.Трудности с переключением внимания. 
Сочетание новизны, восторга, перевозбуждения иногда мешает детям переключиться с одной деятельности на другую. Особенно, если ребенку нравится то, что он делает, и их не заботят последствия, что будет дальше. В таких случаях полезно предварительно предупредить ребенка, сколько он может этим заниматься, спланировать, обговорив с ним, какие дела нужно сделать.  
Нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся и не перевозбуждался.   Поэтому лучше их заранее предупредить их об этом.  
 
 4. Переоценка своих сил. 
         Несмотря на имеющиеся в детском доме ограничения, дети довольно часто предоставлены сами себе. Им свойственно переоценивать свои силы и возможности и недооценивать окружающие опасности. Многие привыкли и нечувствительны к боли. Для этих детей нормально заявлять, что им ничего не страшно, что им ничего не стоит сделать то-то и то-то, в то время как они не имеют малейшего понятия о том, как это делать (например, плавать в бассейне, кататься на коньках, велосипеде).
                 Поэтому пока вы не научитесь понимать ребенка, предвидеть его поступки, «видеть насквозь» и не узнаете, на что он способен, следите за ним внимательно. 
 
5. Личная гигиена. 
              В сиротских учреждениях особые условия для поддержания чистоты тела, отличающиеся от домашних. Поэтому поначалу многие дети отказываются от душа, ванны. А другие, наоборот, часто и подолгу принимают душ и ванну.  
             Некоторые дети страдают энурезом и очень этого стыдятся.  Они стараются это скрывать, боятся говорить, прячут следы «преступления». Желательно ежедневно проверять постель, относясь с пониманием к проблеме ребенка. Объясните, что нужно делать. 
 
6. Отход ко сну. 
             В детском доме дети идут спать строго по расписанию без сказок и длительных уговоров.  А, как правило, в возбужденном состоянии ребенку трудно заснуть.
 
7. Травматичный опыт. 
        Дети, перенесшие в своей жизни травму, насилие могут проявлять беспокойство, испуг, гипербдительность, с трудом доверяют взрослым. Они с трудом контролируют свои чувства и могут неожиданно резко реагировать на вполне благоприятные обстоятельства. И наоборот, такие дети могут быть привязчивыми, беспокойными, требовательными, боятся потерять взрослых из виду. У них могут быть необъяснимые страхи, навязчивые мысли, ночные беспокойства и кошмары. Резкую реакцию могут вызвать те обстоятельства, звуки, запахи, которые напоминают о перенесенном стрессе. Если у ребенка проявляются подобные признаки, важно не просить его рассказывать о событии, послужившем причиной травмы, а выяснить, что вызывает его беспокойство на данный момент.  
         У детей, попавших в детские дома, есть прошлые травмы, непростой собственный опыт. И вот с этими травмами они попадают не в реабилитирующие, а наоборот, стрессовые условия. Некоторые из этих стрессовых условий:
 
1. «Диктат безопасности»
         За последнее время многое изменилось, детские дома стали более оборудованными, но вместе с тем идет наступление «занормированности», диктат безопасности, «власть санэпидемстанции». «Вредными» объявляются мягкие игрушки, цветы на окнах и так далее.  
 
2. «Режимная жизнь»
          Дети в детском учреждении находятся в постоянной стрессовой ситуации.  
Из любых, даже самых хороших условий мы хотим попасть домой, где едим, когда хотим, отдыхаем, как хотим.
      А дети в таких стрессово–режимных условиях находятся всегда. Вся жизнь подчинена режиму. Ребенок не может подстроить свой день под свое самочувствие, настроение.  
 
3. Ребенок не может распоряжаться собой в этом жестком распорядке. Он чувствует, что находится в резервации, «за забором».
 
4. Отсутствие личного пространства и нарушение личных границ.
            Жить, постоянно ощущая контроль – невозможно. И ребенок начинает отключать чувства. Дети постепенно учатся не испытывать стыда, стеснения.
         Даже если в детском доме спальни на несколько человек, никому из детей не придет в голову, что им, прежде чем войти в комнату своих сверстников, надо постучаться.
Понятие о личных границах у ребенка могут появиться, только если он видит, как эти границы соблюдаются взрослыми, педагогами. И  это должно происходить постоянно.
 
5. Отсутствие свободы выбора и понятия ответственности
         В семье ребенок всему этому учится постепенно. Сначала ему предлагают на выбор молоко и чай, потом спрашивают, какую выбрать  футболку. Потом родители дают ему денег, и он может пойти и купить понравившуюся футболку. В 16 лет он уже спокойно один ездит по городу, а иногда и дальше.
            Ребенок в детском доме с этой точки зрения одинаков и в три года, и в 16 лет: система отвечает за него. И ребенок это осознает и испытывает чувства ущемленности. И в 3 года, и в 16 лет он одинаково должен ложиться спать в 22.00, не может пойти купить себе одежду и так далее.
______________________________________
        Обращение к чувствам формирует нужные отношения и ценности. При этом нужно учитывать, что при всей эффективности обращение к чувствам ребенка действует в отношении многих, но не всех детей. Самые трудные и умные дети помнят свои цели, и обращение к чувствам их не меняет. В этих случаях обращение к чувствам должно дополняться другими средствами педагогического влияния.   
               Правильное воспитание детей - воспитание, построенное на основе правил и идущее в нужном направлении. В любом деле есть свои правила: и в движении на дороге, и в деле воспитания. Дети должны знать правила жизни, а педагоги – правила воспитания. 
Воспитывать – значит прививать детям не вполне естественные для них вещи. Убираться, чистить зубы, идти в постель, делать домашнее задание - это далеко не всегда доставляет детям удовольствие. Если удается сделать эти дела интересными, привлекательными для детей – это удача, но если такой маневр не удался, дети, скорее всего, начнут сопротивляться тому, что от них хотят старшие. Что делать?  
 
Основные пункты, по которым определяется, воспитание идет правильно или нет:
1. Контакт с ребенком. Убежденность в том, что ребенок хороший всегда!
2. Негатив только вынужденный, он не является типичным. Понимать.
3. Позитивное отношение преимущественно. Похвала
4. Свобода есть!
5. Эксперименты поддерживаются
6. Ошибки ребенком допускаются, но исправляются (по мере сил) самим ребенком.  
7. Энергетика воспитателя
 
При правильном воспитании преимущественно используются следующие методы:
Игра
Вовлечение
Отвлечение, переключение внимания
Объяснение
Косвенные и прямые внушения
Ситуация естественных образцов
Положительное подкрепление
 
             Это естественный фон правильного воспитания. Ругань, волшебный пендель, шлепки и угрозы при правильном воспитании не используются либо используются как исключение, в крайних ситуациях.
               Обращение к чувствам ребенка – чаще женская стратегия. Стандартные варианты – это обращение к сопереживанию:
 
1) Посмотри, из-за тебя плачет Катя!
Если  на детей долго сердиться в подобных ситуациях, они рано или поздно понимают, что взрослые от них хотят, и начинают изображать раскаяние.  Трудно назвать это подлинным сопереживанием, но дорога к этому прокладывается.  
 
2) Пожалуйста, не серди меня!
Когда ребенок не слушается, мы начинаем расстраивать себя и показывать, как нам плохо от такого поведения ребенка. Модель эта очень распространена, и практикуется обычно среди женщин. В детях при этом успешно формируется чувство  послушание и чувство вины, (ВИДЕОРОЛИК).
 
3) Посмотри, какая птичка!
Ребенку подыскивают все новые и новые привлекательные вещи вокруг него, отвлекающие от ненужного. Не ест кашу - предложим яблоко. Не хочет делать утром зарядку, предложим с друзьями идти на плавание. Не пошло плавание - попробуем заинтересовать красивой игрой теннис. Хорошо работает с маленькими детьми. Чем дети старше, тем чаще возникают сбои. Как правило, этот путь заканчивается моделью «Подкуп».
  _______________________________________________________________________________
            Педагог — далеко не легкая профессия. По роду деятельности нам приходится сталкиваться с разными жизненными историями, с надломленными судьбами, с глубокими психологическими проблемами. И здесь нашей главной задачей становится протянуть руку помощи так, чтобы она не обернулась во вред.
                    Особенно  сложно повернуть психолого-педагогическую работу в правильное русло в таких учреждениях, как детские дома.  Сложность заключается даже не в том, что там живут и учатся «трудные дети», проблема кроется в нас самих: в наших стереотипах, чувствах и желаниях. Поэтому, для правильной ориентировки на осуществление педагогической деятельности нужно следовать нескольким простым правилам.
           
            Предлагаю Вам Памятку педагога
«Правила  работы с воспитанниками детского дома»
 

 

© 2024 "Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.