Психологический климат
Формирование благоприятного психологического климата
Становление личности ребенка (подростка) происходит в общении с окружающими людьми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям. Воспитательная сила, огромные, формирующие каждую личность возможности коллектива зависят от его психологического климата. Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в детском коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать. Создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно; помогает раскрыть личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нем т.к. связан с преобладанием отрицательных эмоций. Формирование хорошего психологического климата требует понимания психологии ребенка (подростка), их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. Входя в группу необходимо интуитивно чувствовать ситуацию. Вообще любой педагог – это, прежде всего человек-психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении. Так что, уважаемые коллеги, мы всегда должны быть в форме (в смысле, в педагогическом спокойствии). От этого зависит психологическое состояние наших детей.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания психологического климата являются следующие:
v Так как социально-психологический климат – это результат совместной деятельности и межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности. Поощрять активность, инициативу, креативность.
v Находить общие интересы, которые объединяли бы детей, и на их основе организовывать общие дела.
v Формировать традиции группы, участвовать в общедетдомовских мероприятиях.
v Создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка.
v Привносить общечеловеческие ценности в жизнь группы, приобщать к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций.
v Создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в детском доме и сохранение стабильно-положительных отношений между педагогами и детьми.
v Развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества.
v Развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
Результаты анкетирования.
«Психологический климат в коллективе» ( глазами воспитанников)
Вопрос | Количество удовлетворит. ответов | Количество неудовлетворит. ответов |
Тебе нравится жить в детском доме? | 28 (96%) | 1 (4%) |
С хорошим ли настроением ты встречаешься с ребятами и воспитателями? |
28 (96%) |
1 (4%) |
Согласился ли ты перейти в другой детский дом, если бы тебе предложили? |
27(93%) |
2 (7%) |
Когда ты бываешь за приделами детского дома, то скучаешь по нем? |
23(79%) |
6 (21%) |
У тебя есть любимые занятия в детском доме? | 25(86%) | 4(14%) |
Когда тебе трудно, ты можешь обратиться за помощью к друзьям, воспитателям? |
25(86%) |
4 (14%) |
Ты часто обсуждаешь свои дела с друзьями? | 24(83%) | 5(17%) |
Ты хотел, чтобы у тебя был другой воспитатель? | 28(96%) | 1(4%) |
У тебя в детском доме много друзей? | 27(93%) | 2 (7%) |
Я считаю, что детский дом по- настоящему готовит меня к взрослой жизни |
27(93%) |
2(7%) |
Итог: 83 % воспитанников считают, что психологический климат в коллективе благоприятный, а 17% детей ощущают некоторый психологический дискомфорт.
96% детей проявляют позитивное отношение к педагогам. В группах сложились дружеские взаимоотношения. Дети свободно могут высказывать свое мнение и считают, что в детском доме созданы все условия для развития их способностей. 93% опрошенных считают, что воспитатели по настоящему готовят их к взрослой жизни. Таким образом, по итогам анкетирования психологический климат в коллективе с позиции детей оценивается как благоприятный.
Педагог-психолог Плахтий А.И.