Полезные ссылки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Президент России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный портал
Федеральный портал

Голосуй за сайт!

Проголосуй за наш сайт

Психологический климат

Формирование благоприятного психологического климата

Становление личности ребенка (подростка) происходит в общении с окружающими людьми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и  людям. Воспитательная сила, огромные, формирующие каждую личность возможности коллектива зависят от его психологического климата. Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в детском коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать. Создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно; помогает раскрыть личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нем т.к. связан с преобладанием отрицательных эмоций. Формирование хорошего психологического климата требует понимания психологии ребенка (подростка), их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. Входя в группу необходимо интуитивно чувствовать ситуацию. Вообще любой педагог – это, прежде всего человек-психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении. Так что, уважаемые коллеги, мы всегда должны быть в форме (в смысле, в педагогическом спокойствии). От этого зависит психологическое состояние наших детей.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания психологического климата являются следующие:

v  Так как социально-психологический климат – это результат совместной деятельности и межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности. Поощрять активность, инициативу, креативность.

v  Находить общие интересы, которые объединяли бы детей, и на их основе организовывать общие дела.

v  Формировать традиции группы, участвовать в общедетдомовских мероприятиях.

v  Создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению  в жизнь группы каждого ребенка.

v  Привносить общечеловеческие ценности в жизнь группы, приобщать к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций.

v  Создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в детском доме и сохранение стабильно-положительных отношений между педагогами и детьми.

v  Развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества.

v  Развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

 

Результаты анкетирования.

«Психологический климат в коллективе»  ( глазами воспитанников)

Вопрос

Количество удовлетворит. ответов

Количество неудовлетворит.

ответов

Тебе нравится жить в детском доме?

28 (96%)

1 (4%)

С хорошим ли настроением ты встречаешься с ребятами и воспитателями?

 

28 (96%)

 

1 (4%)

Согласился ли ты перейти в другой детский дом, если бы тебе предложили?

 

27(93%)

 

2 (7%)

Когда ты бываешь за приделами детского дома, то скучаешь по нем?

 

23(79%)

 

6 (21%)

У тебя есть любимые занятия в детском доме?

25(86%)

4(14%)

Когда тебе трудно, ты можешь обратиться за помощью к друзьям, воспитателям?

 

25(86%)

 

4 (14%)

Ты часто обсуждаешь свои дела с друзьями?

24(83%)

5(17%)

Ты хотел, чтобы у тебя был другой воспитатель?

28(96%)

1(4%)

У тебя в детском доме много друзей?

27(93%)

2 (7%)

Я считаю, что детский дом по- настоящему готовит меня к взрослой жизни

 

27(93%)

 

2(7%)

 

Итог: 83 % воспитанников считают, что психологический климат в коллективе благоприятный, а 17% детей ощущают некоторый психологический дискомфорт.

           96% детей проявляют позитивное отношение к педагогам. В группах сложились дружеские взаимоотношения. Дети свободно могут высказывать свое мнение и считают, что в детском доме созданы все условия для развития их способностей. 93% опрошенных считают, что воспитатели по настоящему готовят их к взрослой жизни. Таким образом, по итогам анкетирования психологический климат в коллективе с позиции детей оценивается как благоприятный.

Педагог-психолог  Плахтий А.И.

 

© 2024 "Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.