Полезные ссылки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Президент России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный портал
Федеральный портал

Голосуй за сайт!

Проголосуй за наш сайт

Вчера, сегодня, завтра

Социальная дезадаптация воспитанников

 Предупреждение социальной дезадаптации воспитанников 

         ДЕЗАДАПТАЦИЯ - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью.

      Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социологии. 

      Выделяют, в зависимости от природы и характера, дезадаптации: патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании. Коротко о каждом  виде. 

      Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых — серьезные органические повреждения). Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.    

       Психическая дезадаптация связана:-  с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность,- трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ. Сам этот вид делится на 2 подвида: Устойчивая и Неустойчивая психическая дезадаптация. 

      Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции.    

     Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.           

      Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. 

     Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием.           

     Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых   относятся:  

1. Индивидуальные;

Индивидуальные факторы, действуют на уровне психобиологических предпосылок, затрудняют социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, невратические реакции и неврозы.

 2. Психолого-педагогические факторы;

Психолого-педагогические факторы, проявляются в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер.Подростки испытывают затруднения в саморегуляции не столько на когнитивном (познавательном), сколько на аффективном и волевом уровне. То есть, различные поступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых социальных норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих 

3. Социально-психологические факторы;

Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности подростка является школа как целая система значимых для подростка отношений. Под определением школьной дезадаптации подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, также адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует. Школьная дезадаптация является одной из форм  социальной дезадаптации несовершеннолетних. 

4. Личностные факторы;

Личностные факторы,  проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения. Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. В возрасте 13-14 лет поведенческие расстройства становятся доминирующими, появляется склонность к группированию с асоциальными подростками более старшего возраста с криминальным поведением, присоединяются явления токсикомании. 

5. Социальные факторы.

Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Проблемы подростков всегда были актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резко противоположных форм материального обеспечения. Социальная запущенность  характеризуется прежде всего низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, а также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни. Отчуждение социально запущенных подростков от таких важнейших институтов социализации как семья и школа, приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает их способность к усвоению ценностно- нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться общепринятыми нормами в своем поведении.  

     Наиболее типичным учреждением государственного попечения детей, является детский дом, где потребность и необходимость профилактики социальной дезадаптации постоянна, в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

     Социальная дезадаптация у воспитанников проявляется в нарушении норм морали и права, в социальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития социализации индивида. В этом случае субъект мешает обществу, отличается девиантным (отклоняющимся от норм) поведением, легко входит в асоциальную среду (адаптация к асоциальным условиям), становится правонарушителем (деликвентное поведение), становится дезадаптированным (наркомания, алкоголизм, бродяжничество), в результате чего формируются психосоциальные условия для преступного поведения.

     Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений социальной дезадаптации среди воспитанников, их объективность и неизбежность ставят перед нами в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы в условиях детского дома. Концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо,  предупреждениеотклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего.

     Социальная  дезадаптация является обратимым и профилактируемым процессом.  Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, входит организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних. 

     Ресоциализация — организованный социально-педагогический процесс, направленный на:

·         восстановление социального статуса, утраченных, либо несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних,

·         переориентацию их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды

·         реализацию  своих возможностей и способностей 

Процесс ресоциализации предполагает создание специальной системы работы с социально-дезадаптированными детьми:

·         Выявление и учет социально неблагополучных и дезадаптированных детей.  

·         Наставничество. За воспитанником, нуждающимся в педагогическом сопровождении и контроле, закрепляется педагог-наставник, который помогает ребенку в процессе социальной реабилитации, путем наблюдений за ним, помогает найти выход из трудных ситуаций, оказывает помощь в решении учебных, семейных, социальных проблем.

·         Занятия разнообразными видами труда,  т.к. ранняя профессиональная ориентация благоприятно сказывается на социальной реабилитации «трудных». Труд - реальная сфера приложения сил данного вида  учащихся, в которой он способен поднять свой авторитет среди одноклассников, преодолеть свою изоляцию и неудовлетворенность. Развитие этих качеств и опора на них позволяют предупреждать отчуждения и социальную дезадаптацию в школьных коллективах, компенсировать неуспехи в учебной деятельности.

·         Организация внеурочной деятельности воспитанников, где они развивают свои творческие возможности, развитие культурно-досуговой деятельности

·         Постоянный мониторинг за состоянием таких детей осуществляют психолог, воспитатели, наставники. Для этого ведутся журналы наблюдения за социальным поведением воспитанников, где фиксируются наблюдения и коррекционная работа в отношении этих детей.

·         Повышение квалификации педагогов, работающих с детьми группы риска. Участие в семинарах, совещаниях, конференциях различного уровня, где затрагивается данная тема.   

·         Реализация тесного взаимодействия всех специалистов, занятых в воспитании и образовании этой категории детей. А именно - педагоги школы, психолог,  соц. педагог, мед. работники, специалисты отдела опеки и попечительства и КДН и ЗП, инспекторы ПДН, работники органов соц. защиты, педагоги учреждений доп. образования.  

     Отсутствие в обществе полноценной среды социализации, отчужденность детей, оставшихся без попечения родителей, от основных сфер позитивной жизнедеятельности являются факторами проявления социальной дезадаптации, что и определяет процесс выбора несовершеннолетними пути совершения преступлений.

    Поэтому, указанная группа детей нуждается в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.            

     В качестве основных рекомендаций по профилактике социальной дезадаптации в детском доме, подводя итоги всего сказанного, можно предложить следующие: 

Ø  общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;

Ø  понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение;

Ø  установка на помощь детям в "трудной жизненной ситуации";

Ø  четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном;

Ø  понимание того, что "общение с взрослым - необходимое условие психического и личностного развития ребенка";

Ø  выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;

Ø  целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;

Ø  своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.

     Таким образом, профилактика социальной дезадаптации с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома заключаться в непрерывном процессе помощи ребенку на всех возрастных этапах в развитии его личности. Что в целом соответствует общей проблеме по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних: прежде всего в выявлении и устранении причин и условий, способствующих антиобщественному поведению несовершеннолетних детей оставшихся без попечения родителей.

 

Сетова Марина Владимировна, социальный педагог

 

 

© 2024 "Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.