Полезные ссылки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Президент России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный портал
Федеральный портал

Голосуй за сайт!

Проголосуй за наш сайт

Безопаснсть детей

Безопасность детей

      На этапе  детства одна из наиболее  важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире различных опасностей. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.

        Поэтому педагоги    детского  дома  наряду с поставленными целями и задачами  воспитательно-образовательного процесса считают необходимым сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.

     Несчастные случаи с ребенком в быту происходят довольно часто. Что это: случайность или закономерность?

     Основной путь в предупреждении непредвиденных ситуаций это соблюдение двух главных принципов — создание “безопасного дома” для ребенка и повседневный кропотливый труд по воспитанию у детей правил по безопасности жизнедеятельности.“Мой дом — моя крепость”, — гласит известная поговорка. Мы, взрослые, любим часто употреблять ее, и нередко забываем, что в нашем доме нас подстерегает много опасностей. Все больше появляется бытовых приборов, все сложнее становится наша домашняя аппаратура, постоянно расширяется и без того многочисленный арсенал различных химикатов бытового назначения. 

       Завороженные мирным словом “дом”, мы не думаем об опасности и поэтому нередко пренебрегаем самыми элементарными мерами предосторожности в отношении своих детей, а порой и допускаем, такую беспечность о которой можно только сожалеть.

       Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, мы, прежде всего сами должны ежеминутно являть достойные образцы в этом отношении. Ибо, как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Вместе с тем мы постоянно должны быть внимательными и собранными. По своей природе ребенок чрезвычайно любознателен, не говоря уже о том, что он быстро меняется в физическом и психическом плане.

     Никто не спорит, уже в раннем школьном возрасте ребенок должен хорошо знать, что ему можно, а что нельзя. И в этом отношении мнение взрослого всегда является решающим. Весь вопрос в том, как этого лучше добиться. Постоянно запрещая, вы, так или иначе, ограничиваете деятельность ребенка и, к сожалению, часто это делаете, ничего не предлагая взамен. А ведь сама суть ребенка — это непрерывное движение, высокая активность. Поэтому, если он все время слышит “нельзя”, это рано или поздно может дать совершенно обратный результат.

      Многие дети  в силу особенностей своей высшей нервной деятельности не могут постоянно длительно тормозить свои реакции, сидеть спокойно, как это от них порой требуют некоторые родители. Такое неизбежно вызывает перенапряжение процесса торможения и как следствие ведет к различного рода серьезным нарушениям поведения. При такой системе воспитания дети нередко становятся раздражительными, часто в ответ на непосильные для них требования затормозить свои действия отвечают бурной вспышкой возбуждения, бросаются на пол, бьют ногами или упрямо с криком требуют желаемого. И самое главное, очень часто добиваются своего, не каждый способен выдержать подобный натиск. Такая уступчивость может потом дорого обойтись. Ребенок поймет, что при известной доле настойчивости он способен достигнуть всего.

      Тогда где же выход? А выход, как нам кажется, все в том же, в создании максимально безопасных условий для активной деятельности ребенка, ибо движения являются его физиологической потребностью, и в кропотливой воспитательной работе в постоянных занятиях с маленьким ребенком. И здесь от воспитателей и родителей требуется немало изобретательности. Занимаясь с ребенком, играя с ним, можно достигнуть гораздо большего, нежели постоянно сдерживать и ограничивать проявления его активности.“Игра не столько стихия, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым”, – подчеркивал Я. Корчак.

     “Игра есть путь детей к познанию мира”, – говорил М. Горький. Именно во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для воспитания ребёнка. При этом очень важно, чтобы игрушки и сами игры не только интересовали ребенка, но и чтобы в них обязательно были заложены элементы творчества. В противном случае малыш легко превращается из неутомимого исследователя в пассивного созерцателя. А бездействуя, он значительно меньше добывает фактических истин.

     Так же необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Педагогам   необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе (кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнёзда, не ломать ветки, не разорять муравейники). Рассказать детям, какие опасности подстерегают их на природе (ядовитые грибы, растения, ягоды, животные и птицы, водоёмы и т.д.). Для закрепления этих правил полезно использовать дидактические настольные игры-классификации: съедобное, не съедобное; дикие или домашние и т.д. Необходимо рассказать детям, что не следует пить воду, где бы то ни было, без предварительной её обработки. Ребятам можно напомнить известную сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке (“не пей из копытца – козлёночком станешь”), которая поможет им осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

     Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию. Некоторые взрослые психологически исключают себя и  ребенка из возможной трагедии. Они считают, что это может случиться с кем угодно, только не с ними.  Поэтому охрана жизни и здоровья детей является важнейшей задачей педагогических коллективов  учреждений, общественности.

     Формирование у детей наблюдательности, внимания, умения быть предусмотрительными поможет предотвратить многие неприятности.  

                                                          Соц. Педагог Марина Владимировна Сетова

© 2024 "Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.