Формирование у воспитанников отношения к себе, окружающим

Формирование у воспитанников отношения к себе, окружающим 

Одной из важных характеристик личностного развития является положительное отношение к себе и к окружающему миру.

У ребенка, развитие которого протекает особенным образом и имеет ряд ограничений, очень много неуверенности и страхов. Таким детям трудно увидеть положительные стороны событий, правильно оценить происходящее. Они получают гораздо больше отрицательного опыта взаимодействия с окружающим миром, чем положительного, и потому особенно нуждаются в поддержке, одобрении их действий, систематическом обучении правильному поведению с людьми, терпении со стороны близких людей.

Отношения с педагогом для ребенка с трудностями развития являются особенно значимыми, так как ребенок ограничен в контактах.

Развитию положительного отношения к себе и поднятию самооценки ребенка способствуют:

– внимание и принятие его со стороны педагога;

– поручение ребенку «важных дел»;

– акцентирование внимания на достоинствах ребенка;

– поощрение и похвала в процессе  деятельности;

– создание условий для оценки значимости его результатов другими;

– обучение опыту преодоления себя в трудных обстоятельствах.

Основанное на эмпатии (сопереживании) отношение педагога помогает ребенку обрести уверенность в своих силах, частично освобождает от страха и тревоги, дает опыт переживания безусловной любви и принятия, создает общий благоприятный фон для позитивного развития.

Кроме того, важно обращать внимание на достойное поведение ребенка и на то, что зависит от его усилий, правильного выбора. Это ситуации, в которых ребенок преодолевает себя, делает то, что ему объективно или субъективно трудно. Например, закончить начатое дело, сделать нелюбимое дело.

Поднятию самооценки ребенка способствуют также поощрение и похвала в процессе совместной  деятельности педагога и ребенка. Взрослый должен помнить, что неуверенного в себе ребенка нельзя критиковать, нельзя говорить, что он сделал что-то плохо, если у него ослаблена мотивация и не сформированы умения. В то же время хвалить ребенка можно и за его действия в процессе работы, и за их результат. Искренняя похвала никогда не может повредить.

Приучение к тому, что обстоятельства не всегда соответствуют нашим потребностям, делают ребенка более защищенным. Если он получает опыт преодоления трудностей в ситуации, когда рядом есть любящий и понимающий его взрослый, ему будет легче в реальном столкновении с обстоятельствами жизни.

Опыт преодоления себя в разных обстоятельствах стабилизирует внутреннее состояние ребенка, расширяет границы, внутри которых ребенок может взаимодействовать с жизнью, создает условия для проявления активности.

Направленность внимания на ценные душевные качества ребенка (доброту, веселость, отзывчивость) позволяет ему чувствовать свое человеческое достоинство, несмотря на имеющиеся проблемы и трудности.

 

Воспитатель: Коротких Л.М.