«А может быть ты уже счастлив?»
Педагогический опыт работы по воспитанию детей, лишившихся родительского попечения, указывает на то, что для успешной социализации выпускников Детского дома мало дать ребятам хорошее образование, рассказать о жизненных ценностях, создать для воспитанников условия проживания приближенные к домашним, научить их готовить, стирать, шить, распределять семейный бюджет.
Очевидно главное, учреждение не может заменить ребенку семью, предложить положительный семейный опыт, сформировавшиеся понятия о нравственных ценностях.
Цель, содержание и методы нравственного воспитания обсуждались на разных этапах развития педагогической науки. Интерпретировался термин «нравственное воспитание». Иногда он звучал «моральное» или «духовное». Сегодня его часто подменяют «социальным». Но, как - бы не трактовали его в публикациях последних лет, термин «нравственное воспитание» имеет своё содержание и не может быть заменён никаким другим.
Духовность - удовлетворение и развитие по меньшей мере двух потребностей, познания смысла жизни и желания жить для других.
«Социальное» касается человека, призванного жить в социуме и обществе себе подобных.
«Моральное» содержит нормы и правила поведения в обществе, при котором внешний план морали становится внутренним и принятым личностью.
После выпуска из детского дома воспитанники сталкиваются с множеством проблем и трудностей. Для чего им важно понять и усвоить, как люди общаются друг с другом, что ценят и порицают, за что хвалят, ругают или даже наказывают. Именно в процессе познания ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, понятием добра и зла, реакцией на поступки других и собственным мнением. Принятые в обществе нормы и правила поведения, взаимоотношения, переживания, способность к сочувствию, состраданию, сорадости, развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственности.
Неоднозначен вопрос содержания, так как не может быть заданным раз и навсегда. Сегодня пересмотр содержания «нравственного воспитания» идёт по нескольким направлениям: содержание, которое переходит в разряд «забываемого», возник новый взгляд на «старые» проблемы и новое, о котором прежде не говорили.
Отрицаемые сегодня - трудолюбие (только на принципе добровольности), воспитание коллективизма (культивирует стадность). О котором говорили недостаточно – самоценность личности (научить, приобщить, помочь адаптироваться).
Нравственное воспитание становится таковым только в том случае, если формирует представления, чувства, отношения, привычки и нравственное поведение во взаимосвязи. Необходимо учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить и беречь жизнь, воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе. Ведь человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других. «А может быть, ты уже счастлив, потому что родился, живёшь, можешь действовать, чувствовать, воспринимать, познавать и принимать мир» - об этом и не только на Педагогическом совете учреждения «Новые формы нравственного взаимодействия участников образовательного процесса» (совместно с воспитанниками учреждения) на который мы приглашаем Вас в марте.
Клепикова Т.В., зам. директора по УВР