Полезные ссылки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Президент России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный портал
Федеральный портал

Голосуй за сайт!

Проголосуй за наш сайт

Вчера, сегодня, завтра

Анализ и подведение итогов учебно-воспитательной работы за 2010/2011 учебный год

Анализ и подведение итогов учебно-воспитательной работы за 2010/2011 учебный год

В 2010 – 2011учебном году учебно-воспитательная работа детского дома осуществлялась в соответствии с задачами учреждения на учебный год и была направлена на достижение уставных целей и выполнение задач, соответствующих реализуемому этапу развития образовательной системы учреждения.

Запланированные мероприятия являлись звеньями в цепи процесса личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды и способствовали повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.

Основными задачами 2010– 2011 учебного года являлись:

- Восстановление и (или) компенсация утраченных семейных связей воспитанников.- Повышение социальной компетенции детей.

В результате целенаправленной деятельности педагогическому коллективу удалось достичь положительных результатов по решению поставленных задач.

У каждого воспитанника определен социальный статус. Сохранилась тенденция проживания в детском доме детей, оставшихся без попечения родителей (социальных сирот). Поэтому, направление деятельности по восстановлению кровных семей воспитанников и восстановлению семейных связей являлась и остаётся одним из приоритетных, обязательных, необходимых.

На 1 сентября 2010 года в Детском доме проживало 50 воспитанников. За учебный год прибыло - четверо, выбыло – 5 человек. Из пяти выбывших – трое переданы под опеку (Боева Дарья, Симина Надежда, Круглякова Анна), один (Заносьев Влад) возвращен в кровную семью. Данный фактор говорит о системной работе, проводимой педагогами по устройству воспитанников в семьи граждан и восстановлению родительских прав.

Велся учет переписки воспитанников с родными, осуществлялся отпуск детей к родственникам или знакомым по заявлению и разрешению органов опеки и попечительства, контроль за ним. Организовывались индивидуальные встречи с родственниками:

Волкова Александра с бабушкой по оформлению наследства от матери и с отцом по выплате алиментов;

Волковой Алёны с тётей по передачи временно в семью;

Ивановой Анастасии с сестрами по вопросу о ремонте жилья или предоставления отдельной квартиры;

Татьяничева Семёна с отцом по оформлению наследства матери;

Шеметилло с бабушкой для передачи временно в семью;

Симиной Надежды с приёмной матерью Сурядовой И.А. по установлению опеки;

Заносьева Станислава с матерью по восстановлению в родительских правах;

Боевой Дарьи с бабушкой по оформлению опеки;

Кругляковой Анны с бабушкой Рыбальченко Л.А. по восстановлению опеки;

Илатовскими по вопросу приватизации квартиры;

Золиной Анастасии с бабушкой и дедушкой по оформлению документов;

Ухабиной Жени с бабушкой по оформлению документов;

Дорошенко Марины с бабушкой – информация об отце, находящимся на Украине.

Способствовали (учреждением были организованы поездки) встречам воспитанников с близкими проживающими за пределами МО Кандалакшский район. Города: Ковдор, Мурманск, Снежногорск, Полярные Зори, Африканда.

С целью осуществления более тесного взаимодействия с родственниками, защиты законных прав и интересов воспитанников, а также, оперативного решения возникающих вопросов заключены договора о сотрудничестве с Управлениями Образования (Комитетами) Муниципальных образований Мурманской области.

Однако следует отметить, что сократилось количество воспитанников, участников проекта «На каникулы в семью». На 30.05.2011 г. УО г. Кандалакши и МО области выдано разрешений на посещение воспитанниками семьей граждан и родственников на 4 детей (8,2 %) (прошлый год – 10 чел. (21,8 %)).

Озабоченность коллектива вызывает требование нового Постановления Правительства РФ от 19.05.09 № 432 «О временной передаче, находящихся в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ», в соответствии с которым граждане оформляют гостевой визит аналогично процедуре оформления опеки. Данная процедура усложняет организацию гостевых визитов, а может быть даже, делает ее невозможной.

Воспитанникам не имеющих родственников, или связи с ними старались сделать проживание в государственном учреждении комфортным, а условия максимально приближенными к домашним.

На начало учебного года в детском доме имелась необходимая нормативно – правовая база, соответствующие локальные акты, положения.

02 марта 2011 года получена бессрочная Лицензия на право ведения образовательной деятельности по основному виду – содержание и воспитание воспитанников и на реализацию четырёх программ дополнительного образования детей социально-педагогической и эколого-биологической направленностей, что свидетельствует о созданных в учреждении условиях и наличии в нём необходимых ресурсов.

Образовательный процесс осуществляют 27 педагогов, двое из них внешние совместители. Стаж педагогов свидетельствует о большом опыте работы в государственном учреждении.

Коллектив и уровень образования педагогов остается стабильным.

Распределение кадрового состава педагогического персонала по уровню образования в динамике за 3 года выглядит следующим образом:

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Кол-во

чел.

%

Кол-во

чел.

%

Кол-во

чел.

%

Образование:

высшее

11

38

10

37

10

37

Среднее специальное

18

62

17

63

17

63

Уровень квалификации

Высшая категория

1

3,8

1

4

1

4

Первая категория

12

44,5

12

48

12

48

Вторая категория

14

51,7

12

48

11

44

Награды:

Почетная грамота МО РФ

4

14,8

5

20

6

24

Аттестация педагогов проводится в соответствии с перспективным планом. Все педагоги (5 человек), подававшие заявление на заявленные и занимаемые должности прошли аттестацию. Доли педагогов с высшей и первой квалификационными категориями остались прежними. Количество педагогов (1 человек) имеющих вторую квалификационную категорию сократилось.

Данные по уровню квалификации и наградам представленные в таблице даны без учета внешних совместителей (каждый учебный год 2 человека).

К числу «сильных» сторон педагогического коллектива следует отнести высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование положительного настроя на осуществление инновационных преобразований в образовательном процессе и развитие в целом.

С учетом выявленных проблем и методической темы учреждения «Профилактика психологического и физиологического травматизма» выбирались формы и тематика заседаний педагогического совета и методического объединения воспитателей. В их числе:

- «Профилактика травматизма – основа сохранения и укрепления здоровья детей. Комплексный подход и требования, предъявляемые к технике безопасности образовательного процесса»;

- «Физиологические и психологические особенности организма детей Виды и особенности психологических и физиологических травм»;

- «Психологическая и физиологическая безопасность ребенка:

-Причины возникновения психологических травм.

-Причины возникновения физиологических травм».

На основе анализа опроса педагогов сделан вывод о высокой эффективности таких форм работы как тренинг и круглый стол. Они соответствовали актуальным вопросам организации учебно-воспитательного процесса по содержанию, имели ярко выраженную практическую направленность, способствовали развитию профессиональной компетенции педагогов, были ориентированы на разработку методического продукта по теме обсуждения.

В план МО были включены консультации, обмен опытом, проведение методической недели с участием психолога, логопеда, старшего воспитателя. Следует отметить, что консультации организовывались не только на заседаниях МО. Иногда они являлись «скорой методической помощью», проводились внепланово на общей педагогической планерке, совещании при заместителе директора по УВР. Их темы формулировались на основании текущих наблюдений за воспитательным процессом.

Индивидуальной формой работы повышения профессионального мастерства педагогов являлось самообразование. В его основе лежит непосредственный личный интерес педагога в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. У каждого педагога выбрана индивидуальная методическая тема, указывается изученная литература, практическая деятельность, форма и срок отчета. Темы, выбранные педагогами для самообразования, связаны с методической темой учреждения. Вопросы по самообразованию обсуждались на заседаниях МО, профессионально и грамотно. Отчеты по самообразованию педагогами представлены.

Администрация и педагогический коллектив творчески подходили к проведению педагогических советов, заседаний Советов детского дома, совещаний. Наибольшую активность членов коллектива вызвал педсовет «Поиск путей эффективной профилактической работы воспитанниками: организация работы с родственниками, повышение правовой компетенции педагогов и воспитанников, иные пути решения». Выступления и представленные мультимедийные презентации были убедительны, имели практическую направленность и вызвали интерес участников.

Одним из направлений методической работы детского дома является формирование потребности педагогов в непрерывном профессиональном росте. Педагоги учреждения своевременно проходят курсы повышения квалификации. Задолженности по курсовой подготовке среди педагогических работников нет, чему способствует наличие перспективного плана курсовой подготовки и своевременное ознакомление педагогов с планом курсовых мероприятий.

Следует отметить востребованность знаний, получаемых на курсах повышения квалификации. Их тематика и предоставляемый материал, конкретизированы под детский дом.

Два педагога, воспитатели Павлова Т.А., Галенза Г.В., прошли курсовую подготовку на базе Кольского регионального Центра Интернет Образования. Охват педагогов имеющих курсовую подготовку по ИКТ, на конец 2011 года, составил 13 человек (52%). В связи с чем, заметно вырос технический уровень педагогов, которые готовят творческие отчеты с использованием мультимедийного оборудования: Коротких Л.М., Грошева Е.В., Сетова А.И., Каюкова И.Е., Верещагина О.В.

При планировании методической работы и работы с педагогами в целом, на последующий период работы, следует обратить внимание на проведение обучающих семинаров с привлечением специалистов областного центра психолого-медико-социального сопровождения. Обучающие семинары, организованные центром в течение этого учебного года на базе различных учреждений, на которых присутствовали администрация и педагоги детского дома, оказались востребованными и вызвали огромный интерес.

Административный контроль осуществлялся согласно утвержденному плану на учебный год и помесячно и был направлен на диагностику состояния образовательного процесса, выявление отклонений и проблемных точек, создание обстановки заинтересованности, доверия, совместного творчества и методической помощи участникам образовательного процесса.

Объекты контроля были представлены направлениями: обеспечение и организация образовательного процесса, работа структурных подразделений.

Административный контроль носил системный целевой характер, его тематики и итоги систематически, согласно плана, выносились для ознакомления педагогическим коллективом на заседания педагогического совета, совещания при директоре и заместителе директора по УВР, ежедневные планерки по организации жизнедеятельности воспитанников.

Мониторинг деятельности детского дома по основным направлениям УВР проводился по промежуточным и конечным результатам. В целом, единство взглядов руководителей и педагогов на совместно решаемые задачи и пути их осуществления, общность ценностных ориентаций, отсутствие принципиальных разногласий в общепедагогических подходах к решению основных проблем управления детским домом и в оценке деятельности педагогов обеспечило правильную организацию образовательного процесса учреждения. Четкое распределение административных и педагогических обязанностей позволило эффективно организовывать деятельность коллектива, а совместное планирование труда, организация контроля, постоянная оценка результативности, обмен опытом работы и взаимной информацией о трудностях, вместе с совместным поиском оптимально верного пути их преодоления способствовали успеху учреждения.

Систему учебно-воспитательной работы на учебный год мы выстраивали, учитывая имеющиеся возможности педагогического мастерства, а также трудности в работе и годовые задачи учреждения.

Вызывали внимание:

- охрана жизни и здоровья воспитанников, заболеваемость детей;

- коррекционная работа с воспитанниками, формы и методы работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и воспитании;

- повышения уровня школьной мотивации,

- работа с воспитанниками группы риска и пропаганда здорового образа жизни.

В связи с чем, на работу принят учитель-логопед, формулировались тематики заседаний общественных органов управления учреждением, направления деятельности и воспитательные мероприятия.

Работа по оказанию лечебно – профилактической помощи воспитанникам построена в соответствии с действующими Санитарными правилами СП 2.4 990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах – интернатах для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Организационные условия обеспечения безопасной для здоровья среды в учреждении соответствовали гигиеническим требованиям: световой и воздушно – тепловой режимы, водоснабжение, требования к оборудованию и мебели, зоне отдыха и озеленение, эстетике в оформлении здания.

По группам здоровья (результаты диспансеризации) воспитанники распределены: 18 и 25 человек имеют вторую и третью группу здоровья (отягощен анамнез), первую группу здоровья – 1 ребёнок, четвёртую – пятеро, 7 дети – инвалиды.

Анализ заболеваемости воспитанников Детского дома:

Заболеваемость детей по группам 2010 г., 2011 г.

Из диаграмм видно, в 2010-11 учебном году значительно снизилась заболеваемость детей простудными заболеваниями, отсутствуют случаи инфекционных заболеваний, что говорит о системе профилактических мероприятий, Незначительно повысился показатель по педикулезу (обусловлено поступлением новых воспитанников), отсутствуют случаи травматизма.

Осуществляя работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии воспитанников, в первую очередь, педагоги ориентируются на конечный результат - подготовку воспитанников к жизни, и их адаптацию в социуме (помощь оказывается и детям, воспитывающимся в замещающих семьях). Создание условий для полноценного психического развития детей, организация коррекционной работы по преодолению последствий неблагополучного социального опыта и обстоятельств жизни воспитанников является основной целью их деятельности.

Диагностическая деятельность психолога ориентирована на возраст воспитанников, доступность и вариативность стимульного материала, разнообразие методов и приемов, обобщение результатов диагностики (индивидуальной, групповой).

Консультативно-просветительская деятельность велась в виде индивидуальной и коллективной помощи воспитателям. Особое внимание уделялось работе с воспитателями, направленной на организацию и проведение тренинговых занятий.

С целью формирования положительного имиджа учреждения, внимательного отношения общества к проблемам детей – сирот с ограниченными возможностями здоровья, (в учреждении их около 50%) педагогический коллектив детского дома уделял внимание работе с городской общественностью, средствами массовой информации. Это позволило не только индивидуально подойти к проблемам и нуждам воспитанников с ОВЗ, но и создать систему помощи детям и выпускникам в вопросах трудоустройства, организации досуга, личного участия в жизни воспитанников детского дома и лиц из их числа. Руководитель учреждения и заместитель директора по УВР приняли участие в круглом столе по вопросам образования, воспитания и реабилитации детей с ОВЗ с участием Главы администрации МО Кандалакшский район.

При содействии журналистов ТНТ «Кандалакша», телеканала «Альфа плюс», корреспондентов регионального еженедельника «Нива» были отсняты и выпущены разноплановые материалы о жизни воспитанников в стенах детского дома, проводимых праздниках и акциях, участии воспитанников в мероприятиях различного уровня.

Подобная комплексная и открытая работа общественности и «власти» способствовала высвечиванию проблем данной категории детей, определению необходимой и возможной им помощи, была их положительной рекламой, рассказывала об успехах.

Педагогический коллектив вел целенаправленную работу по социальной защите и охране прав несовершеннолетних.

Воспитанники детского дома зачислены на полное государственное обеспечение, на детей заведены личные дела, соответствующие требованиям устава учреждения.

Из 49 воспитанников (на 01.06.11 г.), составлено 38 актов по каждому посещению отдельно взятого жилья, одной воспитаннице готовится документ гарантии предоставления жилья (Стрекаловская С). У 39 человек закреплена жилплощадь постановлением администрацией местности, где дети зарегистрированы. У 10 детей имеется Постановление о предоставлении жилья по окончании пребывания в государственном учреждении. Всем воспитанникам, кому это необходимо и возможно:

- оформлены необходимые документы для назначения ЕЖКВ (14 человек) и договора передачи жилого помещения в собственность детей (2 воспитанника);

- велось оформление документов в Сбербанке (открыто 23 лицевых счета);

- велась работа по оформлению пенсий (по инвалидности – 1 человек, по утере кормильца – 4 человека, воспитанникам, которым исполнилось 18 лет – 5 человек);

- 19 воспитанникам представляли интересы в суде и прокуратуре;

- всем воспитанникам ежемесячно производилась выплата пособия в размере 250 рублей;

- подано 7 заявлений о привлечении к уголовной ответственности родителей, за злостное уклонение от уплаты алиментов по содержанию детей. Все заявления рассмотрены, принято положительное решение. В целом, работу по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке воспитанников можно считать удавшейся. Но, проблемы в сфере этой работы есть. Они заметны в отношении назначения ЕЖКВ детям, у которых закреплённое жильё находиться за пределами г. Кандалакша. Выделяются деньги одной суммы, перечисляется, через отделение Сбербанка другая. Снимают проценты т.к. квартира воспитанника находится в другом районе субъекта.

В сентябре 2010 года одному выпускнику (Анисимов Т.) выплачено единовременное денежное пособие в размере 500 рублей.

Выпуск воспитанников по достижению совершеннолетия и в связи с поступлением детей в основном старшего подросткового возраста, остается стабильно большим:

При планировании работы в 2011-2012 учебном году следует обратить внимание на социально-педагогическое сопровождение воспитанников, переданных на воспитание в семьи и выпускников. Анализируя итоги организации сопровождения, следует отметить:

- воспитанникам детского дома сложно самостоятельно трудоустроиться,

- у большинства отсутствует умение самостоятельно справляться с возникающими жизненными трудностями,

- нет желания достойно организовывать свой быт и досуг,

- многие вопросы, касающиеся оплаты коммунальных услуг, оформления личных документов и др. вызывают у ребят затруднения.

Обращаться за помощью в детский дом при этом они не решаются и (или) не хотят;

Педагогам следует обратить внимание и продолжить работу по сопровождению и пропаганде семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, используя мультимедийные возможности детского дома.

Мониторинг готовности учащихся 9-11 классов образовательных учреждений города к самостоятельной жизнедеятельности показал:

Анализ полученных результатов составляет указанный процент выполненных практических заданий и результатов диагностических данных, что позволяет установить средний уровень готовности выпускников 2011 года к СЖД.

Решению задачи «Повышение социальной компетенции детей», способствовала и реализация рабочих программ педагога-психолога по формированию толерантных установок на травмирующие ситуации у подростков и «Обучение жизненным навыкам».

Положительно влияющим на успешную социальную адаптацию воспитанников, является хорошо организованная профориентационная работа. Она обусловлена спецификой подростковой среды и занимает одно из ведущих мест для будущей успешной адаптации в обществе после выпуска из учреждения.

В рамках годовых планов работы специалистов осуществлялась индивидуальная работа и информационное сопровождение данного направления по темам «Профессиональная ориентация. Твой мир», «Тебе выпускник». Но, охват по профессиональному самоопределению выпускников должен быть большим и осуществляться со всеми выпускниками.

Инструктором по труду Слудняковой О.А. запланированы и проведены ряд экскурсий на предприятия города. Встреч воспитанников с людьми различных профессий на базе детского дома не было.

Но, кроме этого, с целью выявления профессиональных качеств личности, изучения наклонностей воспитанников необходимо:

- проводить предварительную профессиональную диагностику, в том числе, возможно, с привлечением психолога Центра занятости населения;

- планировать индивидуальные консультации с каждым воспитанником-выпускником. Конечно, не у всех детей может совпадать профдиагностика и личный выбор. Причины могут быть разные: не знание своих индивидуально-личностных особенностей и способностей, завышенная самооценка. Выбор может быть сделан по типу «за компанию», возможны отсутствие профессиональной мечты, низкий уровень познания, недостаточно развитая волевая сфера. Поэтому, при выборе профессии, следует обратить внимание на изучение возможностей и способностей выпускников. А также:

- проводить работу, направленную на повышение информированности воспитанников о мире профессий (экскурсии на предприятия и учреждения города, встречи с людьми различных профессий), условиях труда и требованиях, предъявляемых к конкретным профессиям;

- организовать работу по формированию у подростков адекватного уровня притязаний относительно собственных возможностей в освоении конкретной профессии, а также ценностных ориентаций и мотивов выбора.

Трудовая подготовка воспитанников осуществлялась в рамках воспитательной работы и в соответствии с планом проведения ОПТ, планировалась на групповых блоках. Трудовое обучение воспитанников строилось с учетом материально – технической базы детского дома и организации режима трудовых поручений для каждого воспитанника.

Основные формы организации трудового обучения: ежедневная уборка группы, комнат; уборка территории детского дома, кружковая деятельность, труд по самообслуживанию, помощь в работе пищеблока, структурных подразделений учреждения.

Воспитанники детского дома получают образование в пяти образовательных учреждениях города, одном учреждении начального профессионального образования. Со всеми учебными заведениями налажена взаимосвязь.

В течение года проводились встречи с педагогическими коллективами названных учреждений. Круглый стол с педагогами ГООУ «ПУ-24». На них рассматривались наиболее острые проблемы, стоящие перед учреждениями и детским домом по организации дифференцированного подхода к воспитанникам и повышению учебной мотивации несовершеннолетних.

Обеспечение государственных гарантий прав воспитанников в области образования реализованы в полном объёме. Случаев исключения (отчисления), не допусков к ГИА и ЕГЭ нет. Ввиду прибытия воспитанников в детский дом слабо усваивающих программу массовой общеобразовательной школы, произошло некоторое снижение показателя качества обучения. Успешность получения воспитанниками учреждения полного (общего) и начального профессионального образования представлена на диаграмме:

Положительным достижением в успеваемости этого учебного года является успешное окончание 11 класс ресурсного центра города Шиловой Кристины, с перспективой поступления в ВУЗ. Кристине, по итогам этого учебного года, присуждена премия главы администрации МО Кандалакшский район.

В следующем учебном году, следует обратить внимание и организовать дополнительный контроль за успеваемостью, и сдачей задолженности воспитанниками, обучающимися в учреждении начального профессионального образования. Возможно, оставить метод ежедневного сбора оперативной информации за истекший день.

В целях создания воспитанникам ситуации успешности дети (кому необходимо) в конце учебного года, обследованы специалистами ЦПМПК. Для каждого ребенка, в соответствии с уровнем его развития и индивидуальными особенностями определен образовательный маршрут. Из трёх дошкольников, двое, с первого сентября 2011-2012 учебного года станут обучающимися коррекционной школы – интерната восьмого вида один, Гусев С. – обучающимся первого класса общеобразовательной школы. В целом, положительная динамика наблюдается у всех трёх воспитанников.

Одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива остается работа по реализации ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В детском доме имеются нормативно – правовые документы федерального и регионального уровней по вопросам профилактической деятельности и защите прав детей. По вопросам организации профилактической работы приведены в систему локальные акты учреждения:

-Положение о совете профилактики правонарушений воспитанников,

- Правила поведения воспитанников учреждения, приложения к ним;

-Алгоритм действий при выявлении случая самовольного ухода воспитанника.

К сопровождению воспитанников «группы риска», в этом учебном году, привлекались все педагоги и заведующий библиотекой детского дома. Создан банк данных, ведётся картотека учета, отслеживается работа по каждому, отдельно взятому ребёнку.

Направление профилактической работы отражено в плане работы детского дома, в плане работы совета профилактики, в плане совместной работы с ПДН ГОВД г. Кандалакша. Данные по воспитанникам, состоящим на индивидуальном профилактическом учете следующие:

Один воспитанник, Петров В., воспитывающийся в учреждении, совершил преступление.

Основная же причина постановки на учет других детей (3 чел.) – появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Количество воспитанников, состоящих на индивидуальном профилактическом учете на конец учебного года, могло быть больше (трое воспитанников в течение года сняты с профилактического учета по исправлению и ходатайству детского дома).

Количество воспитанников, совершившие самовольные уходы, осталось (в среднем) на прежнем уровне:

По каждому факту самовольного ухода проводилось изучение причин, велась исчерпывающая работа по возвращению несовершеннолетних в детский дом. В обоих случаях находили и доставляли воспитанников в детский дом педагоги учреждения. Анализ причин, обуславливающих случаи самовольных уходов:

- поступление в учреждение подростков 15-17 лет с асоциальными устоями;

- синдром бродяжничества;

- попытки воспитанников поддерживать связи с родственниками.

Особо обострилась и возросла проблема склонности воспитанников к употреблению алкоголя и табака, показатели значительно выросли.

Дети, находящиеся в никотиновой и алкогольной зависимости

Увеличение количества детей, находящихся в никотиновой и алкогольной зависимости произошло в связи с поступлением детей уже курящих и употребляющих алкоголь (5 воспитанников).

О состоянии профилактической работы по предупреждению противоправного поведения воспитанников и проблемам взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики, заместитель директора по УВР и социальный педагог Сетова М.В. заслушаны на расширенном заседании КДН и ЗП администрации МО Кандалакшский район. Решением комиссии, опыт работы учреждения (административная, организационная, методическая работа по организации и проведению профилактики противоправного поведения воспитанников) был отмечен как положительный.

Воспитательная работа.

В области воспитательной работы - много сложившихся традиций. Наиболее значительными из них являются: работа Детского совета воспитанников, праздничные мероприятия «Дом встречает Новый год», «День рождения детского дома», Всемирный День здоровья, торжества посвященные Победе советского народа в Великой отечественной войне. А также организация каникул, традиционные торжественные линейки посвященные окончанию учебным четвертям и года, организация выставок работ кружковцев, совместная работа с ГКЦ «Нива», СРЦ «Гармония». Впервые, в этом учебном году, были совмещены Международный женский день 8 марта и День защитников Отечества. Совмещение праздников и программа «23+8» получилась. Хочется отметить самостоятельно подготовленный воспитанниками учреждения праздник, посвященный международному Дню 8 марта для сотрудников и педагогов учреждения.

Силами Детского Совета воспитанников (в течение учебного года) издавалась газета «Теплый дом». Её выпуски оказались востребованными и вызывали интерес. Газета носила информационный характер. В следующем учебном году необходимо определить её периодичность и тематическую направленность. В целом, работа детского Совета воспитанников, в этом учебном году, была более продуктивной, справка по итогам контроля за организацией, и деятельностью Детского Совета от 05.09.2011 г. Самоуправление дало возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, копить опыт общения и преодоления трудностей, испытывать ответственность за свои поступки, воспитывать самодисциплину.

Текущие мероприятия специалистов и заведующего библиотекой проводились в соответствии с планами работы. Их цели и задачи достигались, основными формами работы были: ролевые игры, диспуты, беседы, тренинги, викторины. Это повлияло на повышение самооценки, развитие индивидуальных особенностей, выявление лидерских качеств и креативного мышления, личностный рост воспитанников.

Мониторинг динамики личностных качеств воспитанников:

Показатели данного мониторинга на протяжении нескольких последних лет остаются стабильными.

Большую роль в проведении воспитательных мероприятиях играет библиотека детского дома. В библиотеке зарегистрировано 90 человек, из них 36-сотрудники детского дома. Все воспитанники учреждения являются её читателями. Посещаемость воспитанников, по сравнению с прошлым годом, возросла на 4,4 единицы, что связано с увеличением числа учащихся старших классов основной школы (при подготовке домашнего задания активно использовали информацию на традиционных носителях и Интернета). На 13,9% увеличились показатели читаемости детей (чаще посещать библиотеку стали учащиеся 5-9 классов коррекционной школы-интерната). У сотрудников показатели посещаемости и читаемости снизились.

Заведующий библиотекой старалась прививать любовь к книге, стремилась к большему охвату и расширению кругозора воспитанников. Проводились индивидуальные беседы, воспитывающие у детей чувство ответственности за книжное богатство. Работали книжные и творческие выставки: «Товарищам – детям», «Наши любимые кошки», «Эра космонавтики».

Для привития интереса к чтению использовались литературные и библиотечные часы, уроки доброты и здоровья. Заведующий библиотекой совместно с воспитанниками учреждения Шиловой Кристиной, Гусевой Альбиной успешно приняли участие в двух муниципальных конкурсах: «Найди свою книгу» и «Логотипов школьных библиотек»,

Успех имела такая форма работы (совместно с педагогом организатором) как «Кинозал по выходным». Воспитанники смогли познакомиться с художественными фильмами (обсудить после просмотра): «Земля Санникова», «Пацаны», «Белый Бим, черное ухо», «Варвара коса - длинная коса», «Так начиналась легенда». «Солдаты». Необходимо ли использовать эту форму работы в следующем году, без сомнения – да.

Способствовало выявлению интересов и наклонностей воспитанников организация кружковой работы, что является возможностью создания условий для адаптации детей через реализацию их творческого потенциала.

С целью развития мотивации воспитанников к познанию и творчеству на базе учреждения функционируют кружки социально-педагогической и эколого-биологической направленностей: «Успех», «Общество зелёных», «Становление». В своей деятельности педагоги используют модифицированными программами дополнительного образования детей. Из четырех программ дополнительного образования детей, на реализацию которых учреждение имеет лицензию, обучение в этом учебном году обучение шло по трём. В виду отпуска инструктора по труду, приостановлена реализация программы «Я умею…», Одна из программ «Общество зелёных» реализована на 50% (болезнь и отпуск руководителя). Мониторинг эффективности функционирования кружков «Становление» и «Успех» (на конец учебного года) показал:

- посещение воспитанниками названных кружков в целом повлияло на повышение уровня воспитанности кружковцев, работу самих кружков они считают качественной;

- кружковцы не всегда, но часто рассказывают о занятиях в кружках, своих успехах и неудачах на воспитательных блоках учреждения. Из мероприятий, в котором воспитанники принимали участие все респонденты (из числа педагогов) назвали «Выставку достижений кружка «Успех»;

- педагогам учреждения хотелось бы принять участие в мастер - классе руководителя кружка «Успех», посетить открытое занятие кружка «Становление;

- респонденты показали, что руководителям кружков, в работе с детьми, необходимо обратить внимание на общение «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – взрослый»;

- кружковцы отметили, занятия обоих кружков интересны и познавательны. «Успеховцы» смогли назвать модули программы и тематику занятий, тематику занятий кружка «Становление» назвал один из респондентов.

Мониторинг составлен посредством анкетирования участников образовательного процесса. Количество респондентов принявших участие в анкетировании – 12 человек.

Дополнительное образование, на базе учреждений города, воспитанники получали в Детской музыкальной школе и секции бокса на базе СРЦ «Гармония». Традиционно приятны и высоки результаты боксеров. Один раз, они становились победителями международного, трижды регионального и дважды городского турниров. Шесть раз занимали призовые места. Все они воспитанники первого группового блока: Шейнов Данил, Сергеев Влад, Кондаков Антон, Соколов Иван. За успехи в области спорта Соколов Иван стипендиат Губернатора Мурманской области, Кондаков Антон – награжден стипендией главы МО Кандалакшский район.

В целом, охват воспитанников дополнительным образованием составил в %:

Не охваченными дополнительным образованием, по объективным причинам, 5 человек (дошкольники, Соколов И. – мед.отвод, Луккова С. – поступила в мае), без них Илатовский Иван, Петров Вова.

В течение учебного года кружковцы детского дома приняли участие:

- в заключительном гала-концерте Всероссийском фестивале детского творчества «Добрые руки», в г. Санкт – Петербург (кружок «Успех», руководитель, инструктор по труду Слуднякова О.А., участница фестиваля – Илатовская Ольга);

- в региональном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина» (кружок «Общество зеленых», руководитель старший воспитатель Клементьева Н.Е., участница – Гусева А.);

- в открытом городском конкурсе детского прикладного творчества «Талант творит чудеса», (кружок «Успех», руководитель, инструктор по труду Слуднякова О.А., участницы – Моисеева Алена, Илатовская Ольга);

- в региональном этапе Всероссийского исследовательского и творческого конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб» (кружок «Успех», руководитель, инструктор по труду Слуднякова О.А., участник – Бабий Николай).

Активное участие педагогов в творческой и спортивной жизни детского дома, положительно повлияло и на формирование активной жизненной позиции детей.

Воспитанники и педагоги учреждения, в течение учебного года, приняли участие в различных, по уровням и тематикам мероприятиях:

- международном конкурсе рисунков на лучшую открытку «АРТ – город» (Шилов Егор, диплом участника);

- международном дне детских телефонов «Доверия»;

- всероссийском конкурсе «Будущее зависит от тебя»;

- региональной пропагандистской акции «Внимание дети»;

- областном конкурсе «Быть ребёнком не должно быть больно»;

- декаде «SOS»;

- областном месячнике по охране лесов от незаконных порубок;

- по профилактике экстремизма в молодёжной среде;

- городских соревнованиях «малые зимние олимпийские игры» (третье общекомандное место, победители и призеры в индивидуальных дисциплинах);

- областном конкурсе детского конкурса «Служба спасения «01»»;

- городском турнире по мини – футболу на снегу среди дворовых команд (4 место);

- по предупреждению насилия по отношению к детям;

- посвященных «Дням космонавтики» и Славянской письменности и культуре;

- «Европейской недели иммунизации»;

Пропаганде спорта способствовало и активное использование, в этом учебном году, спортивного зала учреждения.

Но, по результатам воспитательной работы этого учебного года, и в связи с возможным увеличением количества воспитанников старшего школьного возраста в следующем, педагогам необходимо помнить: методы и формы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям и характеристикам. А подход должен быть индивидуальный и дифференцированный (уровень психического и физического развития воспитанников, как и возрастной состав разный).

В течение учебного года администрацией принимались все меры по внедрению в образовательный процесс информационно – коммуникационных технологий:

- государственные услуги (функции) оказывались в электронном виде;

- тринадцать компьютерных мест участников образовательного процесса имеют выход в Интернет;

- функционирует сайт учреждения:

- организовано проведения часа компьютерных технологий для воспитанников: игры онлайн, отработка навыков, написание рефератов, контрольных работ, поиск информации по интересам.

Однако, с целью выявления запросов и интересов участников образовательного процесса, отслеживания результатов проводимых мероприятий, с педагогами (в рамках Педагогического совета от 22.02.11 г.) и воспитанниками учреждения, в мае проведены анкетирования и выявлены потребности:

педагоги

воспитанники

По тематикам: «Психологическое здоровье воспитанников», «Дети с ОВЗ», «Информационная культура».

По формам работы: тренинг, круглый столы, прения.

По тематикам: Мероприятия спортивной направленности; традиционные КТД учреждения.

По формам: соревнования, турниры, экскурсии, походы, занятия в компьютерном классе.

Потребности тех и других в области ИКТ и пропаганде здорового образа жизни совпадают.

Анализ и подведение итогов учебно-воспитательной работы за 2010 – 2011 учебный год показал:

- возможность функционирования и развития учреждения;

- целенаправленную и системную работу педагогического коллектива по решению поставленных задач;

- необходимость (педагогам) обратить внимание и продолжить работу по пропаганде семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождению замещающих семей, воспитанников, выпускников;

- необходимость создания педагогических условий, для укрепления сотрудничества, расширения поля позитивного общения ребенка с семьей и возможности вовлечения близких и дорогих ему людей в образовательный процесс. В отдельных случаях (допустимых и возможных) создание единого воспитательного пространства («близкие – дети - педагоги»).

Задачами на следующий период работы могут быть:

· Обеспечение условий безопасного и стабильного функционирования и развития учреждения в соответствии с лицензионными требованиями;

· Помощь детям в установлении контакта с близкими родственниками, в розыске (отыскании) родителей, в создании по возможности благоприятного образа родителей, поддержки положительных семейных традиций.

Резервы в работе педагогического коллектива есть. Творческий потенциал большинства сотрудников позволяет, не останавливаясь на достигнутом добиваться более высоких и значимых результатов. Учреждение может и должно повысить планку своих успехов и достижений.

© 2024 "Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.