Вчера, сегодня, завтра

Психологическая техника безопасности для педагогов

          Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом педагога выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность является главным  фактором труда. Педагог работает в режиме внешнего и внутреннего контроля. За день работы самоотдача и самоконтроль  столь  велики, что психические ресурсы к следующему дню практически не восстанавливаются. Эффективным  средством сохранения психологического здоровья педагога является использование способов саморегуляции, рефлексии, восстановление. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми.

           Мне бы хотелось дать представление о возможной практической помощи педагогам, а также познакомить вас с полезными психологическими упражнениями, которые, может быть, помогут вам, уважаемые педагоги, более конструктивно решать сложные педагогические ситуации, поддерживать хорошую психологическую форму и преодолевать эмоциональную напряженность. Некоторые из этих упражнений можно применять и с детьми.

Упражнение  «Психоэнергетический зонтик»

Педагог стоит перед ребятами, желательно в центре помещения, а в процессе общения старается представить, что над группой образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех детей. Цель педагога: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всей беседы. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в группе.

Упражнение  «Пресс»

           Его рекомендуют практиковать перед работой с трудными подростками или перед любой психологи чески напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.  Представляем внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. Теперь резко выталкиваем пресс вместе с отрицательной энергией. Заканчиваем упражнение расслаблением.

Упражнение  «Настроение»

           Нужно взять цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет-линии, цветные пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробовать представить, что вы переносите ваше грустное настроение на бу- магу, как бы материализуете его. Когда мы заканчиваем рисунок, переворачиваем бумагу и на другой стороне листа пишем 5 -7 слов, отражающих наше настроение. Долго не думая, смотрим на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитывая слова и с удовольствием, эмоционально разрываем лист и его выбрасываем. Условно наше состояние переносится на рисунок.

Разрядка от гнева и агрессии.

  • Сильно сжимаем руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разжимаем пальцы, расслабляем их. Делаем столько раз, пока не почувствуем, что напряжение уходит.
  • Вытягиваем руки вверх, и тянись вверх изо всех сил, как будто хотим что-то достать с потолка. Тянемся до предела, а потом опускаем руки вниз, расслабляем их.
  • Закрываем глаза и напряжённо нахмуримся. Сохраним это выражение лица, сколько сможем, а потом расслабимся. Почувствуем, как напряжение исчезает. 
  • Открывая рот как можно шире и слаживаем губы в большую букву О.  Так расслабляются мышцы лица. 
  • Трем ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положим их на лицо. Закрываем глаза и чувствуем расслабление.

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

           Особенностью методики является дыхание: вдох через нос - пауза, активный выдох через рот - пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха. Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы; расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.

           Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, неудачи, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.