Полезные ссылки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Президент России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный портал
Федеральный портал

Голосуй за сайт!

Проголосуй за наш сайт

Вчера, сегодня, завтра

Психологическая техника безопасности для педагогов

          Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом педагога выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность является главным  фактором труда. Педагог работает в режиме внешнего и внутреннего контроля. За день работы самоотдача и самоконтроль  столь  велики, что психические ресурсы к следующему дню практически не восстанавливаются. Эффективным  средством сохранения психологического здоровья педагога является использование способов саморегуляции, рефлексии, восстановление. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми.

           Мне бы хотелось дать представление о возможной практической помощи педагогам, а также познакомить вас с полезными психологическими упражнениями, которые, может быть, помогут вам, уважаемые педагоги, более конструктивно решать сложные педагогические ситуации, поддерживать хорошую психологическую форму и преодолевать эмоциональную напряженность. Некоторые из этих упражнений можно применять и с детьми.

Упражнение  «Психоэнергетический зонтик»

Педагог стоит перед ребятами, желательно в центре помещения, а в процессе общения старается представить, что над группой образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех детей. Цель педагога: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всей беседы. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в группе.

Упражнение  «Пресс»

           Его рекомендуют практиковать перед работой с трудными подростками или перед любой психологи чески напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.  Представляем внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. Теперь резко выталкиваем пресс вместе с отрицательной энергией. Заканчиваем упражнение расслаблением.

Упражнение  «Настроение»

           Нужно взять цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет-линии, цветные пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробовать представить, что вы переносите ваше грустное настроение на бу- магу, как бы материализуете его. Когда мы заканчиваем рисунок, переворачиваем бумагу и на другой стороне листа пишем 5 -7 слов, отражающих наше настроение. Долго не думая, смотрим на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитывая слова и с удовольствием, эмоционально разрываем лист и его выбрасываем. Условно наше состояние переносится на рисунок.

Разрядка от гнева и агрессии.

  • Сильно сжимаем руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разжимаем пальцы, расслабляем их. Делаем столько раз, пока не почувствуем, что напряжение уходит.
  • Вытягиваем руки вверх, и тянись вверх изо всех сил, как будто хотим что-то достать с потолка. Тянемся до предела, а потом опускаем руки вниз, расслабляем их.
  • Закрываем глаза и напряжённо нахмуримся. Сохраним это выражение лица, сколько сможем, а потом расслабимся. Почувствуем, как напряжение исчезает. 
  • Открывая рот как можно шире и слаживаем губы в большую букву О.  Так расслабляются мышцы лица. 
  • Трем ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положим их на лицо. Закрываем глаза и чувствуем расслабление.

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

           Особенностью методики является дыхание: вдох через нос - пауза, активный выдох через рот - пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха. Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы; расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.

           Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, неудачи, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

 

© 2024 "Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.