Что я знаю о подростке?

кристинаПодростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза педагогам. Подростковый возраст – период кризиса в развитии личности ребенка.
Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах – стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых.
В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.я с мальчиками1
Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности. Даже временная, случайная неудача может развить чувство неуверенности, робости или агрессии. Поэтому требуется особый такт со стороны воспитателей при общении с подростками.
В подростковом возрасте обострена боязнь казаться слабым, несамостоятельным. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к риску или зависимости. Важно показать подростку, в чем заключается смысл самовоспитания и какими средствами это достигается.
Подростковый возраст – сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины. Не случайно для многих педагогов это самый любимый возраст их воспитанников – пора откровений, разговоров «по душам» и время стремлений научиться стать взрослым.

Рымарь Е.А., педагог-психолог