Полезные ссылки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Президент России
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный портал
Федеральный портал

Голосуй за сайт!

Проголосуй за наш сайт

Эмоционально – волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение

 

В наше время все чаще  можно встретить детей и подростков, которые не просто не хотят учиться, а вообще по несколько  месяцев не посещают школу. Актуальность проблемы охватывает все больше и больше наше общество. И проблема заключается в отсутствии мотивации.

Мотивация – это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью. Мотивация бывает внутренней и внешней.

О внутренней мотивации можно говорить тогда, когда человек что-то делает просто ради удовольствия, интереса, достижения цели.  

При внешней мотивации деятельность направлена на достижение каких-то целей. При этом они могут быть не связаны напрямую с характером этой деятельности – так,  ребенок может ходить в школу не потому, что хочет учиться, а чтобы не ругали взрослые (принуждение и угроза наказания), за награждение, или для общения с друзьями. Внешняя мотивация – это стимулы, которые приходят к нам от других людей или обстоятельств. Что касается детей, то внешней мотивацией для них часто является принуждение со стороны взрослого. То есть, ребенок берется за учебу только потому, что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили интерес к познанию нового.  Развитие эмоциональной волевой сферы   протекают параллельно с формированием мотивации и потребностей ребенка, и является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.

В процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Для правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основными причинами нарушений являются:

  • перенесённые стрессы;
  • отставание в интеллектуальном развитии;
  • недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  • социально-бытовые причины (асоциальные семьи);
  • фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  • ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

ü  Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

ü  Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.

ü  Повышенная тревожность, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.

ü  Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

ü  Отсутствие эмпатии.  При нарушениях эмоционально-волевой сферы, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.

ü  Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование взрослых – в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.

ü  Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате.

ü  Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам, как сверстников, так и окружающих взрослых.

ü  Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.

ü  Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью.

В настоящее время отмечается рост эмоционально – волевых расстройств. Несформированность эмоционально-волевой сферы может проявляться на разных уровнях:

  1. oповеденческом – в виде инфантильных черт личности, нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;
  2. oсоциальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, дезадаптации;
  3. oкоммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения;
  4. oинтеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора), а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.

Эмоционально – волевые расстройства  бывают двух типов:

  1. vИмпульсивный тип. Ребенок начинает совершать неожиданные и необдуманные поступки, которые нельзя назвать разумными только из-за испытываемых им эмоций. Плохо реагирует на критику,  на любые замечания проявляют агрессию. Характерно для людей страдающих психопатией.
  2. vПограничный тип. Он часто проявляется в подростковом возрасте, выражается такое расстройство в том, что человек чрезмерно бурно реагирует на любые жизненные ситуации, начинает гиперболизировать собственные неудачи, тяжело переносят стрессы. Нередко результатом подобной неустойчивости становится употребление наркотиков и алкоголя, суициду и нарушениям закона. 

Причины возникновения:

  • психологическая травма (хронические стрессы, длительное эмоциональное напряжение);
  • гипер или гипоопека со стороны близких людей (особенно в подростковом возрасте);
  • психастения;
  • нарушение гормонального фона (гормональный дисбаланс);
  • острая нехватка полезных веществ (витаминов, минералов).

 

Наиболее яркими проявлениями расстройства эмоциональной сферы являются депрессивный и маниакальный синдромы.

При депрессивном синдроме можно наблюдать  три основных признака у детей и подростков: гипотомия (снижением настроения), ассоциативная заторможенность (мыслительная заторможенность), двигательная заторможенность (скованность и медлительность движений).

При маниакальном синдроме, так можно наблюдать три основных признака: повышенное настроение по гипертимии (постоянный оптимизм, пренебрежения к трудностям), психическая возбудимость в виде ускоренных мыслительных процессов и речи (тахипсия), двигательное возбуждение.

Нарушение эмоционально – волевой сферы  у детей и подростков необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику.  Психолог проводит комплексную   психодиагностику с использованием  методик и тестов  для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей (арт-терапевтические методики, цветовой тест Люшера, шкала тревожности Бэка,  опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), тест школьной тревожности Филипса).

Коррекция дисгармоний в развитии личности ребенка,  научить правильно, реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства, научить детей справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снять психологическое напряжение, создать возможность для самовыражения.

Врач – невролог поможет лечить неврологические нарушения: назначение медикаментозной терапии. В том числе и другие специалисты узкого профиля (врач – эндокринолог, врач – психиатр).

Комплексное и своевременное лечение у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Именно поэтому основная роль отводится именно родителям (законным представителям). 

Анализируя опыт специалистов,  можно дать следующие рекомендации по работе  с детьми и подростками с нарушениями ЭВС:

  • создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.
  • внимательно следить за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – необходима консультация врача – невропатолога.
  • обязательно необходима посильная физическая нагрузка, она снижает психическое напряжение.
  • посещение детского психолога для коррекции эмоционального нарушения. 

Профилактика эмоциональных состояний  у детей и подростков в учреждении следующая:

  • знание обстановки в групповом блоке и предрасположенность ребенка к невротическим реакциям;
  • благожелательная атмосфера в группе, смягчение эмоционального дискомфорта (педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха);
  • повышение активности и самостоятельности у детей;
  • коррекция самооценки, уровня сознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции;
  • выбор правильного стиля общения;
  • вовлечение в активные творческие формы деятельности;
  • повышение самоконтроля педагога;
  • двигательная разгрузка детей.
  • Рымарь Е.А., педагог-психолог
© 2024 "Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.