Чтоб достичь желаемых результатов в работе с умственно отсталыми детьми необходимо «… умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье …»
В. А. Сухомлинский
Умственная отсталость – это приобретенное или врожденное недоразвитие психики и интеллекта, сформировавшееся в результате патологии головного мозга и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Помимо недостаточного развития познавательной сферы (интеллект, мышление, внимание, речь и память), страдают также поведение, моторика и сегменты психики, отвечающие за эмоции.
Сложности умственного развития – эта детская особенность все еще недостаточно изучена. Определяется она, как развитие психики на фоне повреждения центральной нервной системы. Чадо с умственной отсталостью не имеет навыков достаточного самоконтроля. Его взаимосвязи между эмоциями и мышлением нарушены. Есть проблемы с психическими процессами. А это – в том числе низкий уровень обучаемости и стремления к познанию.
Дети с нарушением интеллекта имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени их обучение направлено на социальную адаптацию и дальнейшее приспособление к условиям жизни в окружающей их социальной среде. Данная категория детей нуждается в специальных условиях получения образования.
Основой в организации образовательного процесса с УО детьми является коррекционно-развивающий его характер. Следовательно, каждый урок направлен на решение не только общедидактических задач, но и специальных коррекционно-развивающих:
коррекция и развитие внимания;
коррекция и развитие связной устной и письменной речи;
коррекция и развитие памяти;
коррекция и развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия;
коррекция и развитие мелкой моторики рук;
коррекция и развитие мыслительной деятельности;
коррекция и развитие личностных качеств ребенка.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
У ребенка с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Ввиду того, что у умственно отсталого ребенка нарушена познавательная деятельность, одной из основных проблем является сложная обучаемость:
- он не осознает себя учеником,
- ему сложно организовать свою учебную деятельность,
- у него низкий уровень работоспособности,
- информацию воспринимает медленно,
- объем и темп работы низкий;
- быстрая утомляемость;
- постоянно нуждается в наглядно-практической опоре, в четких и коротких инструкциях.
Поэтому в работе с умственно отсталым ребенком применяются следующие подходы:
- индивидуальный подход;
- предотвращение наступления утомляемости;
- активизация познавательной деятельности;
- обогащение знаниями об окружающем мире;
- проявление педагогического такта.
Рымарь Е.А., педагог-психолог