Одним из эффективных методов работы с детьми и подростками является – пластилиновая терапия. Изучением пластилиновой терапии занимались М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева и другие. Данный вид терапии относится к арт-терапевтическим методам работы и предусматривает лепку не только с цветным пластилином, но и соленым тестом, глиной и др. По мнению ученых и практикующих психологов, приемы арт-терапии способны преобразовать внутренние конфликты человека в визуальные формы, что способствует их эффективному разрешению
В процессе увлекательной лепки ребенку приходится выбирать подходящий цвет пластилина, а также смешивать между собой некоторые тона. Это способствует развитию у детей творческого мышления, восприятие прекрасного. Происходит своего рода «лечение цветом».
Так же в ходе арт-терапевтического занятия с использованием пластилина реализуются следующие задачи:
- развитие моторики;
- развитие восприятия цвета;
- умение смешивать различные цвета;
- развитие умения работать с геометрическими фигурами;
- формирование навыков в работе с объёмом и плоскостью;
- развитие абстрактно-логических операций;
- работа с разными психологическими состояниями (стресс, тревога, чувство неуверенности, одиночества, агрессия, конфликтные ситуации).
Пластилиновая лепка помогает ребенку подавить негативные настроения и самоутвердиться. Много деток выросших в нелегких семьях, успешно проходят «лечение пластилином» обретая душевное равновесие и желание развиваться.
Актуальность арт-терапии состоит в том, что ценность имеет не конечный результат творчества, а сам процесс, в котором открываются внутренние переживания. Она ориентирована на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.
Рымарь Е.А., педагог-психолог