Изобразительная деятельность в жизни ребенка с ОВЗ
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком, имеющим умственную отсталость. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности, доступных к овладению, у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация.
Творческая деятельность и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание являются эффективным средством укрепления психического здоровья человека. Поэтому в настоящее время большой интерес вызывают занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ. Умственно отсталые дети в силу своих психофизических возможностей не способны долго и целенаправленно наблюдать, тщательно обследовать и воспроизводить художественные эталоны. Поэтому эталоны служат для них только эмоциональным толчком, но не основой художественного образа. Недоразвитие многих психических процессов, неустойчивая эмоциональная сфера создают определенные трудности при обучении ребенка элементам классических техник. Поэтому ребенку с ОВЗ необходимы средства выразительности адекватные, в первую очередь, его индивидуальным возможностям, чтобы он почувствовал определенную изобразительную свободу. Очень любят дети с ОВЗ раскрашивать уже готовые картинки. Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации.
Детство – это особый период в жизни каждого человека. И именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребёнка, зависит формирование его самосознания и самооценки и, в целом, всей его жизни. А для детей с ограниченными возможностями здоровья этот этап более сложен. Их детство ограничено узкими социальными рамками, изолировано от общества. Их жизнь насыщена психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все. И так хочется раздвинуть социальные рамки, наполнив детские сердца гармонией и раскрасив их мир разноцветными красками…
Рымарь Е.А., педагог-психолог