Из конфликта без потерь

 

20181017 145558В переходном возрасте возникает необходимость в расширении границ общения, появлении друзей и подруг. С ними дети проводят все свободное время, они постепенно учатся построению отношений, любви и дружбе. Подобные навыки затем во многом определяют дальнейшую жизнь. Именно конфликты со сверстниками могут быть самыми неприятными в жизни подростка, они возникают не редко. И важно не просто общаться с ровесниками, а занять среди них определенное положение, обладать определенным статусом – лидерским, на какой-либо доминирующей позиции. Чем выше собственная самооценка ребенка и его возможности, тем на более высокие позиции он хочет претендовать.

Иногда на лидерские роли в группе претендует сразу несколько подростков, в силу чего не редкими становятся конфликты, если интересы пересекаются и входят в конфронтацию. События могут развиваться в дальнейшем исходя из уровня агрессивности и темперамента. Высокий интеллектуальный уровень приводит к меньшей конфликтности подростков, они могут договариваться и находить компромиссы. Те подростки, которые не достигли своего в данной группе, могут уйти на вторые роли  или пробуют добиться желаемого в другой группе, или спровоцировать конфликт.

Для снижения уровня конфликтности был проведено занятие для подростков. В тренинговом взаимодействии «Почему люди ссорятся, или из конфликта без потерь» специалисты постарались показать и научить подростков наиболее эф­фективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоциональных ситуаций; сформировать базисное чувство уверенности в себе и своих си­лах; создать атмосферу, располагающую к общению и эмоциональному отдыху.

Началась работа с беседы о конфликте. Перед участниками тренинга был поставлен вопрос: «Почему люди ссорятся?» В ходе обсуждения были обозначены следующие позиции:

  • нe владеют своими эмоциями;
  • нe принимают чужого мнения;
  • не считаются с правами других;
  • пытаются во всем доминировать;
  • не умеют слушать других;
  • хотят умышленно обидеть друг друга.

Очень важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако это бывает очень трудно. Это было видно при выполнении нескольких упражнений – «Разожми кулак», «Толкалки без слов», «Да и нет».

Прежде чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, им была предоставлена возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов. На примерах из личного опыта проводилось обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций.

Итогом работы стали правила поведения во время конфликтной ситуации:правила

  • выслушать спокойно все претензии партнера;
  • на агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему;
  • попытаться убедить партнера говорить конкретней и без отрицательных эмоций;
  • всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику;
  • извиниться, если в чем-то действительно не прав.

 

Рымарь Е.А., педагог-психолог