Из конфликта без потерь
В переходном возрасте возникает необходимость в расширении границ общения, появлении друзей и подруг. С ними дети проводят все свободное время, они постепенно учатся построению отношений, любви и дружбе. Подобные навыки затем во многом определяют дальнейшую жизнь. Именно конфликты со сверстниками могут быть самыми неприятными в жизни подростка, они возникают не редко. И важно не просто общаться с ровесниками, а занять среди них определенное положение, обладать определенным статусом – лидерским, на какой-либо доминирующей позиции. Чем выше собственная самооценка ребенка и его возможности, тем на более высокие позиции он хочет претендовать.
Иногда на лидерские роли в группе претендует сразу несколько подростков, в силу чего не редкими становятся конфликты, если интересы пересекаются и входят в конфронтацию. События могут развиваться в дальнейшем исходя из уровня агрессивности и темперамента. Высокий интеллектуальный уровень приводит к меньшей конфликтности подростков, они могут договариваться и находить компромиссы. Те подростки, которые не достигли своего в данной группе, могут уйти на вторые роли или пробуют добиться желаемого в другой группе, или спровоцировать конфликт.
Для снижения уровня конфликтности был проведено занятие для подростков. В тренинговом взаимодействии «Почему люди ссорятся, или из конфликта без потерь» специалисты постарались показать и научить подростков наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоциональных ситуаций; сформировать базисное чувство уверенности в себе и своих силах; создать атмосферу, располагающую к общению и эмоциональному отдыху.
Началась работа с беседы о конфликте. Перед участниками тренинга был поставлен вопрос: «Почему люди ссорятся?» В ходе обсуждения были обозначены следующие позиции:
- нe владеют своими эмоциями;
- нe принимают чужого мнения;
- не считаются с правами других;
- пытаются во всем доминировать;
- не умеют слушать других;
- хотят умышленно обидеть друг друга.
Очень важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако это бывает очень трудно. Это было видно при выполнении нескольких упражнений – «Разожми кулак», «Толкалки без слов», «Да и нет».
Прежде чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, им была предоставлена возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов. На примерах из личного опыта проводилось обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций.
Итогом работы стали правила поведения во время конфликтной ситуации:
- выслушать спокойно все претензии партнера;
- на агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему;
- попытаться убедить партнера говорить конкретней и без отрицательных эмоций;
- всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику;
- извиниться, если в чем-то действительно не прав.
Рымарь Е.А., педагог-психолог