В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.

            Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дошкольников  формирование графомоторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.

            Так как дошкольный возраст является основой для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в совершенствовании графомоторных навыков у детей с ОНР.

            Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

            Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела.

            Для формирования навыка, необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. Важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:

  • зрительно-пространственных;
  • сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;
  • пространственных представлений «левого» и «правого».

            Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы,  сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.

            Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Не сформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

            Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых игр», пальчиковой гимнастики, сопровождаемые речитативом, предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, игры с мозаикой и т. д.).

            Для формирования и развития организации движений могут использоваться такие упражнения:

 1. Сжать и разжать кулаки.

 2. Чередовать: палец – кулак.

 3. Чередовать: «зайчик» - «пальчик» и др.

            Развитие и формирование зрительной памяти может осуществляться с помощью таких упражнений:

 1. Посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил.

 2. Посмотри на картинку, запомни предметы.

 3. Посмотри на картинку, запомни предметы. Каких предметов не хватает? и др.

 

             Примеры графических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания: «Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру» и т. д.

            Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.

            Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Подготовка руки к письму является одним из важных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, что связано с психофизическими особенностями 5-6-летнего ребёнка. Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.

Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графо-моторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки детей к школе.

 

Педагог-психолог  Рымарь Е.А.