Как привить ребенку любовь к чтению
Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Любовь к чтению – такая же привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.
Привычка много читать – входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. Результатами этой привычки становятся грамотность, способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.
Так как же помочь ребенку привить любовь к чтению? Если у ребенка все в порядке с интеллектуальным развитием, то это довольно просто, за исключением одного – вам необходимо решить изменить некоторые собственные привычки.
Вот что вы можете сделать:
· Помните, что лучшее лечение – профилактика.
Если ребенок еще мал, и для вас это тема кажется чем-то далеким и несущественным – самое время действовать. Руководствуйтесь принципом «книги и чтение повсюду»: дайте ребенку возможность беспрепятственно играть с книгами, грызть их, рисовать в них.
То же самое – с различными вариантами букв: на кубиках, пластиковые буквы, вырезанные из картона, нарисованные на бумаге, на магнитах. Составляйте из букв слова. Ждите – результат придет неожиданно.
· Подавайте личный пример.
Читайте сами. В слух и про себя. Если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться.
· Выбирайте вместе.
Многие дети (особенно подростки) не любят читать из-за того, что их родители сами выбирают, что им читать, и этот выбор им неинтересен. Хотя бы потому, что это не их личный выбор.
Дети обожают делать покупки. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц и дайте ребенку возможность выбирать самому. Предложите свой вариант. Тогда даже если выбор ребенка будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены, что половина из того, что читает ребенок – это действительно хорошая литература.
· Защитите ребенка от телевизора.
Ничто так не воспитывает пассивность мышления как просмотр телевизора. Вы можете не согласиться и сказать, что ведь есть действительно полезные телепрограммы. И вы будете правы. Только вот на практике доля таких программ из реально просматриваемых ребенком – крайне мала.
То же касается компьютерных игр и социальных сетей. Установите предельный лимит времени на эти занятия и условия доступа к ним (например, сделать уроки и выполнить свою часть работы по дому).
· Вознаграждайте чтение.
Человек склонен продолжать делать то, что, в конце концов, приводит его к удовольствию. Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать определенный объем текста, который вы с ним установили.
Например, дополнительное время за компьютером, на полчаса позже ложимся спать. Пусть ребенок перескажет то, что прочитал. Тогда вы будете уверены, что он на самом деле прочитал заданный объем, и дадите ему возможность потренировать память и поупражняться в изложении.
· Читайте ребенку пред сном.
Известно, что мозг, особенно воображение ребенка, развивается не только днем, но и ночью. Прочитайте ему добрую сказку на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне.
Даже если ребенок взрослый, вам обоим это доставит удовольствие. Совместное погружение в рассказ – прекрасный способ наладить нарушенный с ребенком контакт. Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.
· Читайте по ролям.
Можно читать по ролям какое-нибудь смешное произведение с большим количеством диалогов, просто сидя рядом с ребенком. Вы оба получите огромное удовольствие.
· Используйте аудиокниги.
Сейчас многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы доступны в формате аудиокниги.
Разнообразьте свое общение с ребенком при помощи книг и всего, что с ними связано: читайте при нем и вместе с ним, на ночь и по ролям, ходите с детьми в театры, выбирайте вместе книги и аудиокниги, обсуждайте прочитанное и интересуйтесь мнением ребенка.
Педагог-психолог Рымарь Е.А.